Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 ноября 2025 г.
  4. № 45 (7009) (12.11.2025)
Телеведение

Бедный Пётр

Первый канал показал восьмисерийного «Государя»

12 ноября 2025
Меншиков (Евгений Ткачук) и Пётр (Константин Плотников)

Александр Иванов 

Начинал смотреть, ожидая подвоха, отвратительных отсебятин, которые часто шокируют в исторических фильмах. Слава Богу, их не было. В сериале «Государь», посвящённом личности огромного масштаба и времени, чрезвычайно богатом событиями, поразила бедность. У какой-то несуразной вампуки может быть огромный бюджет, а в кинобиографии самого Петра Великого нет ни достойной численности массовки, ни соответствующей компьютерной графики, а без них невозможно воссоздать Полтавскую битву, морские сражения, кремлёвские интерьеры конца XVII века или Санкт-Петербург начала XVIII.

Это единственный глобальный упрёк: и не режиссёру Сергею Гинзбургу, а продюсеру Константину Эрнсту. Под миллиард рублей потрачено на то, чтобы испортить «Момент истины», а на государствообразующий проект, в данном случае в общем вполне добросовестную кинобиографию Петра I, денег нет. Великих дел и потрясающих коллизий в жизни первого императора России хватило бы и на втрое больший сериал, но весь фильм не покидало ощущение скудости, фрагментарности и схематизма (сценарий писали Олег Кириллов и Дмитрий Новосёлов).

Порадовал же собранный режиссёром актёрский ансамбль. Великолепный подбор актрис на главные роли. Убедительна Наталья Суркова в роли матери царя, она и похожа на портреты Петра – ясно, в кого он пошёл. Была опасность, что в который раз мы увидим актёров, приклеенных к бородам. Однако «боярская массовка» не вызвала того раздражения, как это часто бывает в исторических фильмах, а среди сановников XVII века самым убедительным был режиссёр Гинзбург, сыгравший Ромодановского. Огорчило, что сцены с царевной Софьей несколько «недокручены», Светлана Колпакова очень хорошая актриса, но и Софья – необыкновенная, умная, властная – первая женщина среди Романовых, сумевшая взять власть в свои руки (потом были Екатерины, Анна Иоанновна и Елизавета). И она тоже задумывала реформы, и планы у неё тоже были грандиозные, а в сериале она как будто игрушка в руках двух неразлучных молодцов: Голицына (Сергей Угрюмов) и Шакловитого (Александр Бухаров). Однако шесть лет страной правила она, а не они. Но подрос Пётр, который оказался ещё более властным, решительным и жестоким.

В сериале большое внимание уделено Немецкой слободе, которая свободными нравами и технологическими новшествами вскружила голову юному Петру. Тина Стойилкович хороша в роли Анны Монс, которую Пётр полюбил и долго не понимал, что лукавая немка его использует. Радует, что в сериале нет уклона в альковную жизнь Петра, но все его женщины хороши: Василиса Семашкова трогательна в роли первой жены Петра Евдокии Лопухиной. Жаль, что мало экранного времени досталось Марте Скавронской (Анастасия Дворянская). Очень интересно было бы посмотреть, как одарённая молодая актриса провела бы свою героиню через трагикомические коллизии, которых немало выпало на долю будущей императрицы Екатерины.

В сериале сделан важный акцент на поиск сотрудничества царя с Церковью. Раньше в кино был непримиримый конфликт, в «Государе» же Петру важно, чтобы иерархи стали его союзниками в строительстве новой России. Патриарха Иоакима сыграл выдающийся мастер Василий Бочкарёв, а в роли сменившего его патриарха Адриана убедителен Дмитрий Поднозов, однако наибольшее впечатление произвёл епископ-страдалец Митрофан (Юрий Орлов), которому удавалось смирять самодержца.

В роли Меншикова очень на месте Евгений Ткачук. Он сыграл отчаянного авантюриста, по воле судьбы ставшего главным сподвижником и самым успешным сановником Петра. Хорош Лефорт в исполнении Сергея Година, запомнился также Юрий Беляев (суровый Патрик Гордон), а больше из петровских «орлов» никто полнокровного сценарного материала не удостоен. Шереметева, Остермана и Толстого в обширных париках легко можно перепутать. Очень актуальна тема измены, которая проходит через весь сериал. Предают Петра и Анна Монс, и Мазепа (Александр Яцко очень похож на Иуду-гетмана), и царевич Алексей (Никита Серков), и многочисленные мздоимцы.

Среди иностранцев запомнился отважный шведский король Карл (Евгений Шварц) – достойный соперник Петра. Мария Лисовая создала неожиданно соблазнительно яркий образ куртизанки-шпионки Аталии Десмонд, курсирующей между шведским королём и саксонским курфюрстом. Все же остальные монархи на одно лицо: напудрены и нарумянены по моде тех лет – читается также современное отношение к нынешним европейским нравам.

И, наконец, Пётр. Поначалу Константин Плотников с его орлиным профилем показался очень далёким от того облика Петра, к которому мы привыкли (Николай Симонов, Алексей Петренко, Владлен Давыдов, Дмитрий Золотухин), но постепенно от серии к серии формировался образ Петра-первопроходца. В жизни царя было много всякого, в том числе и непотребного, не зря же его называли антихристом, но всё же гораздо больше документального материала для создания образа созидателя, «строителя чудотворного». Режиссёр и актёр в трактовке образа следуют пушкинской традиции.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и выродки

    12.11.2025
  • Разорвать сеть

    07.11.2025
  • Монументальная элегия

    06.11.2025
  • Что-то кончилось

    05.11.2025
  • Эволюция или деградация?

    01.11.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS