Александр Иванов
Начинал смотреть, ожидая подвоха, отвратительных отсебятин, которые часто шокируют в исторических фильмах. Слава Богу, их не было. В сериале «Государь», посвящённом личности огромного масштаба и времени, чрезвычайно богатом событиями, поразила бедность. У какой-то несуразной вампуки может быть огромный бюджет, а в кинобиографии самого Петра Великого нет ни достойной численности массовки, ни соответствующей компьютерной графики, а без них невозможно воссоздать Полтавскую битву, морские сражения, кремлёвские интерьеры конца XVII века или Санкт-Петербург начала XVIII.
Это единственный глобальный упрёк: и не режиссёру Сергею Гинзбургу, а продюсеру Константину Эрнсту. Под миллиард рублей потрачено на то, чтобы испортить «Момент истины», а на государствообразующий проект, в данном случае в общем вполне добросовестную кинобиографию Петра I, денег нет. Великих дел и потрясающих коллизий в жизни первого императора России хватило бы и на втрое больший сериал, но весь фильм не покидало ощущение скудости, фрагментарности и схематизма (сценарий писали Олег Кириллов и Дмитрий Новосёлов).
Порадовал же собранный режиссёром актёрский ансамбль. Великолепный подбор актрис на главные роли. Убедительна Наталья Суркова в роли матери царя, она и похожа на портреты Петра – ясно, в кого он пошёл. Была опасность, что в который раз мы увидим актёров, приклеенных к бородам. Однако «боярская массовка» не вызвала того раздражения, как это часто бывает в исторических фильмах, а среди сановников XVII века самым убедительным был режиссёр Гинзбург, сыгравший Ромодановского. Огорчило, что сцены с царевной Софьей несколько «недокручены», Светлана Колпакова очень хорошая актриса, но и Софья – необыкновенная, умная, властная – первая женщина среди Романовых, сумевшая взять власть в свои руки (потом были Екатерины, Анна Иоанновна и Елизавета). И она тоже задумывала реформы, и планы у неё тоже были грандиозные, а в сериале она как будто игрушка в руках двух неразлучных молодцов: Голицына (Сергей Угрюмов) и Шакловитого (Александр Бухаров). Однако шесть лет страной правила она, а не они. Но подрос Пётр, который оказался ещё более властным, решительным и жестоким.
В сериале большое внимание уделено Немецкой слободе, которая свободными нравами и технологическими новшествами вскружила голову юному Петру. Тина Стойилкович хороша в роли Анны Монс, которую Пётр полюбил и долго не понимал, что лукавая немка его использует. Радует, что в сериале нет уклона в альковную жизнь Петра, но все его женщины хороши: Василиса Семашкова трогательна в роли первой жены Петра Евдокии Лопухиной. Жаль, что мало экранного времени досталось Марте Скавронской (Анастасия Дворянская). Очень интересно было бы посмотреть, как одарённая молодая актриса провела бы свою героиню через трагикомические коллизии, которых немало выпало на долю будущей императрицы Екатерины.
В сериале сделан важный акцент на поиск сотрудничества царя с Церковью. Раньше в кино был непримиримый конфликт, в «Государе» же Петру важно, чтобы иерархи стали его союзниками в строительстве новой России. Патриарха Иоакима сыграл выдающийся мастер Василий Бочкарёв, а в роли сменившего его патриарха Адриана убедителен Дмитрий Поднозов, однако наибольшее впечатление произвёл епископ-страдалец Митрофан (Юрий Орлов), которому удавалось смирять самодержца.
В роли Меншикова очень на месте Евгений Ткачук. Он сыграл отчаянного авантюриста, по воле судьбы ставшего главным сподвижником и самым успешным сановником Петра. Хорош Лефорт в исполнении Сергея Година, запомнился также Юрий Беляев (суровый Патрик Гордон), а больше из петровских «орлов» никто полнокровного сценарного материала не удостоен. Шереметева, Остермана и Толстого в обширных париках легко можно перепутать. Очень актуальна тема измены, которая проходит через весь сериал. Предают Петра и Анна Монс, и Мазепа (Александр Яцко очень похож на Иуду-гетмана), и царевич Алексей (Никита Серков), и многочисленные мздоимцы.
Среди иностранцев запомнился отважный шведский король Карл (Евгений Шварц) – достойный соперник Петра. Мария Лисовая создала неожиданно соблазнительно яркий образ куртизанки-шпионки Аталии Десмонд, курсирующей между шведским королём и саксонским курфюрстом. Все же остальные монархи на одно лицо: напудрены и нарумянены по моде тех лет – читается также современное отношение к нынешним европейским нравам.
И, наконец, Пётр. Поначалу Константин Плотников с его орлиным профилем показался очень далёким от того облика Петра, к которому мы привыкли (Николай Симонов, Алексей Петренко, Владлен Давыдов, Дмитрий Золотухин), но постепенно от серии к серии формировался образ Петра-первопроходца. В жизни царя было много всякого, в том числе и непотребного, не зря же его называли антихристом, но всё же гораздо больше документального материала для создания образа созидателя, «строителя чудотворного». Режиссёр и актёр в трактовке образа следуют пушкинской традиции.