Что смотреть любителям академической музыки на канале «Культура»?
Дело было ещё в октябре. Прибежала домой, судорожно включила единственный российский канал, который поддерживает терпящих бедствие любителей академической музыки в надежде увидеть, услышать, узнать что-то новое… Ведь в эфире новая еженедельная программа «Абсолютный слух»! Название замечательное, кроме того, телеканал «Культура» уже давно не радовал своих зрителей новыми программами. Включила пятую кнопку – тут же услышала… дикторский голос времён 50-х, который комментировал архивные чёрно-белые кадры, подождала немного (голос остался тем же) – кадры сменились на цветные. Странно, подумала я, слишком хорошее качество архива для 50-х. Хотя почему для 50-х, это же… наше время! В голове началась паника: не может же телеканал «Культура», отличающийся принципиальным отсутствием юмора как составной части абсолютно всех программ, сделать пародию на музыкальную программу 50-х? Или может? Если нет, тогда почему дикторский голос не меняется уже 10 минут? Не хотят же создатели новой еженедельной программы сказать, что вот так медленно, по-советски, нужно рассказывать о событиях современной жизни? Или хотят?.. Речь шла о Седьмой симфонии Шостаковича. Ничего, кроме фактов из программы детской музыкальной школы, и «нарезанный» на бесконечное количество частей синхрон с любителем музыки Шостаковича. А дикторский голос – новая-старая фишка создателей программы. Им начитываются все сюжеты за кадром.
Но, может быть, не стоит расстраиваться, ведь это только самое начало – запуск программы, потом она начнёт прогрессировать? «Абсолютный слух» от 17 ноября: танцовщик Геннадий Янин в блестящих штанах снова маневрирует между микрофонами. Кстати, почему танцовщик ведёт музыкальную программу? А! Мне же объясняли: делает программу студия Большого театра, оттуда и архивы в таком большом количестве, оттуда и Геннадий Янин. Первый сюжет – снимается на пятачке 2х2 + синхрон директора музея «Музыка и время» Джона Мостославского. Он «нарезан» на небывалое количество частей. Если вы любому корреспонденту, из любой программы, на любом канале расскажете, что вот так можно «сложить» 10-минутный материал, вам рассмеются в лицо. Это как варить борщ, но положить туда только воду и соль. А потом – кормить этим «супом» терпящих бедствие любителей.
Ещё один «шедевр» в этой же программе: сюжет про единственный в России Музей композитора Бородина. Это деревянный домик в селе Давыдово Владимирской области. Вроде интересно посмотреть на место, где, как говорится в сюжете, Бородин писал «Князя Игоря». Цитирую: «работа шла легко и быстро». Но «Князя Игоря» Бородин писал всю свою жизнь, начал в 60-х, умер в 1887-м, так и не закончив главное произведение своей жизни. То есть работа над оперой шла медленно, что касается и тех нескольких месяцев (Бородин отдыхал в деревне летом и всего три года), которые Бородин провёл в Давыдове. И ещё: любители творчества Бородина тут же подскажут создателям халтуры «Абсолютный слух», что жил Бородин в этой деревне совсем в другом доме, который в настоящее время занят дачниками. А этот – символично решили «обозвать» домом Бородина, чтобы в деревне была хотя бы одна достопримечательность.
Где ещё музыка на канале? Еженедельник «Блокнот» (собственное производство телеканала «Культура») уже 5 лет тщетно пытается завоевать аудиторию. Как написано на сайте телеканала, в программе «Блокнот» должны быть свежая информация, а также сюжеты, посвящённые истории музыки и её настоящему! Правда, под «свежей информацией» создатели программы понимают что-то совсем своё. В программе с Еленой Шапчиц за 16 ноября, например, рассказывалось о недавно прошедшей премьере оперы «Король Роджер». Странно, подумала я, вспомнив спектакль Парижской оперы, который был выпущен ещё… в июне. В этой же программе был дан сюжет о концерте джазмена Маркуса Миллера, состоявшемся почти на месяц раньше (напомню, «Блокнот» – программа еженедельная!). Хорошо, допустим, корреспонденту нужно время для того, чтобы раскопать о своём герое какую-то эксклюзивную информацию, провести собственное расследование, встретиться с людьми. Однако сюжет о Маркусе Миллере содержал лишь одно интервью, а закадровый текст был написан вот на таком уровне, цитирую дословно: «Люди, побывавшие в Доме музыки в тот вечер, уже не будут прежними. Может быть, оттого, что они теперь знают уже больше о совершенстве в джазе, а может, оттого, что привычный осенний дождь, который шёл весь день, был так похож на слёзы счастья. А у счастья обычно тёплые слёзы».
Старая, прогнившая, никому не нужная информация, а иногда, как в предыдущем случае, просто «вода» – это и есть специализация еженедельника «Блокнот». Меломаны, которые, по идее, должны ждать её выпуска каждый вторник, до сих пор не узнают в лицо ни одного из ведущих. А ведь могла еженедельная программа стать отдушиной или дискуссионным клубом для тех, кто действительно хотел бы знать о том, что творится в музыкальном настоящем.
Хотя, соглашусь, концепция может быть и другой. Действительно, как уже давно решили руководители музыкальной студии телеканала «Культура» (в настоящее время руководители студии, несмотря на смену главного редактора, остались на своих местах), всё актуальное можно отдать «Новостям культуры», а самим вот так перебиваться с дат на биографии. Ну вот такой благородный жест в сторону новостей, а самим загибаться от скукотищи. Почему бы и нет? Так тоже можно.
Однако заглянем в «Новости», там тоже не пахнет музыкальным «настоящим». Ни одного сюжета о современной музыке! Вполне планомерно освещаются главные театральные премьеры, если у кого юбилей – тоже в новости (хотя на канале существует ежедневная межпрограммка «Календарь» и полная датами программа «Блокнот») – событий типа выступлений Северного народного хора хоть отбавляй, а вот современных композиторов будто всех чумой скосило… Последние вымерли в 2007-м. Почему говорю об этой дате? Потому что последние сюжеты о концертах и фестивалях современной музыки ушли в небытие где-то тогда, перед прошлым конкурсом Чайковского. Да! Сложно понять рядовому корреспонденту, что там насочиняли эти чудаковатые «мастера» звуковых наслоений, – но ведь кто-то понимал! Куда подевались эти специалисты? Ну а последняя тенденция новостей: ближе к скандалам и социальным темам – опять-таки хороша только для новостей. Они стали актуальнее, если так можно выразиться, острее, но музыкальные темы вообще исчезли из поля «новостных интересов». В настоящий момент о музыке «Новости культуры» не рассказывают вообще!
Пока специалистом в музыкальной сфере выглядит только один человек. Артём Варгафтик до сих пор поражает своими текстами, которые сплетены ручной вязкой, как персидский ковёр. Его тексты всегда разгадываешь как кроссворд, и это занятие завораживает. Понятно, что рядом с эксклюзивной информацией, которую Артём добывает из нетривиальных источников, его ошибки в ударениях кажутся ерундой, и всё же эта ерунда немного раздражает. На одном «квадратном сантиметре» текста и полифОния (нужно полифонИя); и кулинАрия (нужно кулинарИя), и гастрономИя (нужно гастронОмия), – не много ли? Для публичного лектора, радиоведущего и телеведущего – многовато. Впрочем, думаю, музыканты простят всё это Артёму Варгафтику за его профессионализм и умение находить интереснейшие факты в мире музыки.
Куда податься бедному любителю классики? Впрочем, на канале «Культура» вам скажет любой: у нас больше всего эфирного времени отдано музыке! Да, это правда! Вы можете посчитать сами количество часов в сетке, которые бесполезно тратятся руководителями «Культуры» на продукт, который не переваривается даже у меломанов. Куча трансляций… Вроде бы хорошо! Особенно хорошо, когда на трансляциях работают иностранные режиссёры и операторы, а «Культура» просто «берёт картинку». Но вот там, где «Культура» снимает «сама», бывают очень разные результаты. Иногда качество съёмки вполне удовлетворительное: хороший свет, верное попадание в музыкальные темы (режиссёр трансляции обязан работать с партитурой). А иногда Студия музыкальных программ снимает хуже, чем спутниковый «Радуга-ТВ», объясняя это тем, что «у них-то раз в полгода трансляция, а у нас каждую неделю»! Хотя часто непонятно, зачем тратить силы на концерт, например, Никиты Мдоянца и дирижёра Константина Орбеляна? Кому это нужно? Нет, понятно, кому-то нужно, но их меньше, чем зал, в котором проходит концерт, поэтому специальным работникам «Культуры» приходится сгонять слушателей в партер, чтобы камера-кран не захватывала пустые места! Зачем потом этот концерт показывать, для кого?
И ещё передачи, которые вообще непонятно когда идут, с каким интервалом, в какое время… «Камертон» с Сати Спиваковой (программа-интервью) – то в 18.00, то в 19.00… То раз в месяц, то раз в две недели… «Странствия музыканта» (ведёт этнограф Сергей Старостин. Во время своих путешествий по миру ведущий представляет музыкальную культуру и музыкальные инструменты разных стран) – то в 13.30, то в 12.40, в ноябре была одна программа, в декабре две…
И главное, создаётся устойчивое впечатление, что все сотрудники Студии музыкальных программ телеканала «Культура» впрок (что вполне возможно, если рассказывать только про даты и биографии) засняли будущие выпуски своих программ и свалили на Мальдивы. Ну никакой актуальной информации! Летом час в неделю был отдан современной музыке. Так самым современным композитором у «культурных» руководителей оказался умерший в 1998-м Альфред Шнитке! Понятно. Страшно отдавать эфир каким-то новым композиторам-проходимцам, не внесённым ещё ни в какие официальные анналы? Недавно на пост главного редактора канала пришёл Сергей Шумаков, надеюсь, он спасёт от мумификации Студию музыкальных программ телеканала «Культура».
Но главный вопрос остаётся открытым: что смотреть терпящим бедствие любителям академической музыки?