Разоблачения, едкие характеристики начинаются буквально с первых страниц. Впрочем, Александр Викторович следует своему же предупреждению, данному в предисловии: «Что видел, что слышал, что чувствовал, о том и говорю, независимо от того, нравится это людям, о которых идёт речь в этой книге, или нет».
Впрочем, на этот счёт нет никаких сомнений – резонанс у книги будет громким…
Бубнов, отдавая должное тренерскому дарованию Бескова и говоря о нём с уважением, тем не менее, рисуя его портрет, не жалеет чёрных красок: «В «Спартаке» все признавали Бескова как тренера. Но, как к человеку, к нему было много претензий… Матом он никогда не ругался, но мало кто мог выдержать его тяжёлый взгляд… Сегодня ты для него Пеле, а завтра – дерьмо…»
Если судить по книге, «Спартак» при Бескове был клубком противоречий. Несмотря на строгие порядки, игроки находили лазейки для регулярных пьянок-гулянок. Красно-белые «продавали» игры, не брезговали допингом. Однако не следует думать, что эти пороки были характерны лишь для «Спартака», клуба, который, кстати, любили и почитали миллионы людей за изящный, «кружевной» футбол, привитый тем же Бесковым. Чудовищные нравы царили едва ли не во всех клубах, в том числе в киевском «Динамо» – главном конкуренте красно-белых.
Первым о грязном закулисье советского футбола поведал известный судья Марк Рафалов в своей книге «Футбол оптом и в розницу». Бубнов пошёл по его стопам, но превзошёл в жёсткой, даже жестокой откровенности. Но говоря о пороках, нельзя не вспомнить, что во времена СССР отечественный футбол котировался куда выше, чем нынешний, российский. Да и результаты были впечатляющие. Национальная сборная завоёвывала награды на чемпионатах мира и континента, а клубные команды – киевское и тбилисское «Динамо» – брали европейские кубки. То есть беды не мешали победам…
Бесков – не единственная мишень автора книги. От Бубнова достаётся едва ли не всем, кто вместе с ним отбывал «срок» в «Спартаке»: Ренату Дасаеву, Юрию Гаврилову, Георгию Ярцеву, Олегу Романцеву, Фёдору Черенкову. Все они – известные и уважаемые в футбольных кругах люди. Но Бубнов пишет о том, каковы они были вне футбольного поля, скрытые от взора болельщиков. И знакомые портреты заметно тускнеют…
Реакция на прочитанное будет разной, но наверняка найдутся те, кто задумается, кого осуждать больше – персонажей книги, погрязших, по словам автора, во многих смертных грехах или самого Бубнова, спустя много лет после окончания карьеры решившего вынести из спартаковской «избы» старую грязь.
Возникнёт ещё один, быть может, самый главный вопрос: как удалось самому автору остаться в стороне от пороков, заразивших «Спартак» 80-х годов прошлого столетия?
Ответа на этот вопрос, по сути, нет. Если не считать фразы автора: «Родители воспитали меня так, что сама мысль об обмане или предательстве была для меня недопустима».
Наверное, кто-то поверит автору. Ну а остальные недоверчиво усмехнутся…