Три года назад в Москве появилось духовно близкое «Клубу ДС» издательство. Возглавляемое генеральным директором Екатериной Паламарчук издательство «ЖУК» (простите за невольную рифму) выпускает сатирическую литературу – и свежеиспечённые работы, и качественные произведения прежних лет. К последним относится роман Юрия Алексеева «Бега», впервые опубликованный в начале 60-х годов прошлого века.
Это – настоящий сатирический роман. В нём нет никаких лирических отступлений, никакой публицистики. Сатира в чистом виде. Крупные произведения в этом жанре встречаются редко, поэтому издание «Бегов» можно лишь приветствовать.
Наиболее въедливые читатели вправе обвинить Ю. Алексеева в излишней подражательности Ильфу и Петрову. Тут и схожая сюжетная канва (у классиков ищут стулья, в «Бегах» – картину), и многочисленные мелкие подражания (медицинские ежегодники «Ярбух фюр психологик унд психопатологик» и параллельно «Мепталидад бруталь»; загадочная телеграмма у Алексеева «Женечка разошлась чемодан отправлен беги песков врага» напоминает «Графиня изменившимся лицом бежит пруду»; при чтении фразы «Ване Фёдорову палец в рот не клади» так и хочется продолжить: «Я бы, например, не положил»). Но… Во-первых, Ильф и Петров не худший образец для подражания, во-вторых, ещё нужно уметь писать на том же уровне, что далеко не каждому дано. Алексеев умеет, поэтому роман получился увлекательным, весёлым, насыщенным удачными репризами («Возле трапа стоял вахтенный в фуражке с крабом такой величины, что будь он настоящим, его хватило бы на пять салатов». «Но иногда от великого до смешного – один шаг, да и тот надо делать в галошах»).
Коротко об авторе. Когда-то, до 1966 года, Юрий Александрович работал в отделе фельетонов «Литературной газеты» – той, тонкой, выходившей три раза в неделю на четырёх полосах. Он внёс большую лепту в появление еженедельной сатирической полосы. Именно Алексеев придумал для неё привычное ныне название «Клуб 12 стульев».
В новом издании автора представляют артист Э. Виторган и поэт В. Вишневский, которые с ним вовсе незнакомы. Поэтому они, видимо, рассудили так: «Раз мы человека не знаем, раз он не болтается по тусовкам, значит, умер». О чём и поспешили известить читателей. На самом деле Юрий Александрович жив-здоров и невредим, чего и другим желает.