Перейти к содержанию
  Четверг 28 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    05 июня 2019 г.
Искусство

Белая ворона голубого экрана

Александр Ширвиндт в разговоре с сыном Святослава Бэлзы Игорем вспоминает своего друга
05 июня 2019

В Государственном музее А.С. Пушкина представили книгу об ушедшем пять лет назад легендарном литгазетовце, литературоведе, известном телеведущем, неутомимом пропагандисте искусства, подлинном просветителе Святославе Бэлзе. Объёмный том, только что вышедший в издательстве «У Никитских ворот», вобрал в себя сочинения С.И. Бэлзы, прижизненные беседы с ним, прощальные интервью друзей, которые взял Игорь Бэлза, воспоминания. Публикуем фрагменты разговора с народным артистом России Александром Ширвиндтом.

 

– При каких обстоятельствах вы познакомились со Святославом Игоревичем?

– Я же ещё прекрасно помню твоего дедушку Игоря Фёдоровича. Интеллигентнейшего, тончайшего человека, и они очень дружили с моей мамой.   Они были друзья, и, когда мать работала в филармонии, они плотно общались. А твой папа же младше меня. Сколько папе лет?

– Он 1942 года рождения.

– Конечно, он пацан. А я 1934 года. Это сейчас одно и то же, а когда были посвежее и помоложе, разница существовала между нами огромная. Я уже был в этакой театрально-богемной тусовке, а твой папа ещё был пацан, а потом уже мы часто встречались в Доме актёра, который сгорел и находился на Пушкинской площади.   Был знаменитый Дом актёра с Царёвым и Жаровым. И там мы безумствовали. Потом мы решили, что надо быть ещё и интеллигентными, и стали ходить в консерваторию, в зал Чайковского, в Дом композитора. Сейчас это не те пристанища для творческой интеллигенции, что были прежде.

В Доме композитора была особенно хорошая молодёжная тусовка. Вот тогда мы и стали общаться. Это, наверное, началось с середины 60-х годов.     

Он был штучная фигура. Яркая индивидуальность – это всегда дефицит. Святослав Бэлза был уникален по всем параметрам. И где бы мы ни встречались, всегда были рады друг другу. Приходилось общаться и в Английском клубе. Раньше, лет двадцать пять назад, там ещё была какая-то интеллигентская прослойка, потом все разбежались. Когда там появлялся твой отец со своей вечной бабочкой, это придавало особый аристократический лоск всему нашему сборищу. К тому же он был энциклопедически образованным человеком, особенно в музыкальном отношении. Прелесть состояла в том, что у него был плохой музыкальный слух. Никогда не забуду, как мы от Английского клуба кого-то решили поздравить. Куплетами незамысловатыми. Слава говорит: «Я петь не буду». Я удивился: «Как это не будешь?» Оказалось, у него нет музыкального слуха. Это было для меня потрясением. Слух у него был замечательный. Вкус, слух и так далее. Но отсутствовала возможность воспроизвести мелодию.

У него была такая настоятельная доброжелательность, причём не напускная, а абсолютно органичная. Он иначе не мог. Слава обязательно должен был оставаться внимательным к друзьям и по-джентльменски вежливым к окружающим. Где бы он ни появлялся – в Английском клубе или в Академии искусств, которая возникла немыслимыми усилиями покойного Николая Петрова. В ней всё-таки собрались талантливые и хорошие люди.   И один из первых академиков был твой отец. Что вполне логично, потому что весь его облик, внутренний и внешний, действительно был академическим. Вся эта приблатнённость, в которой мы живём или же при ней присутствуем, поглотила все настоящие чувства и благородные манеры, а твой отец выглядел на этом фоне белой вороной. И всегда, когда эта приблатнённая действительность натыкалась на него, она вздрагивала от неожиданности и пугалась. Слава – это необыкновенная индивидуальность, непохожесть ни на кого. Глобальная эрудиция, доброжелательность, изящество, вкус, шарм.

– Чарли Чаплин говорил, что жизнь – штука прекрасная и величественная даже для медузы. А вот в чём вы с моим отцом решительно не сходились? Ваш скепсис иногда зашкаливает, чего нельзя было сказать о моём отце, он обходился иронией и, как правило, не шёл дальше. Может быть, я ошибаюсь?

– Нет, не ошибаешься. Дело в том, что некая его восторженность, я думаю, была на пятьдесят процентов органична, а на пятьдесят процентов придуманная, вот такая немножечко масочка. Он придумал себе, что он милый, интеллигентный, ни разу не посылал никого куда подальше, что постоянно делаю я. Вот в чём наше различие. Что такое жизнь? Хрестоматийные, милые, талантливые слова: «Жизнь прожить – не поле перейти». Надо жизнь пройти так, чтобы не было мучительно больно… А недавно запомнил замечательную мысль Даниила Гранина. Перед смертью он сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы быть в ней несчастным». Потрясающая мысль! Твой отец меня тоже иногда удивлял неожиданными откровениями.

– В одном из своих интервью отец сказал, что слушает разную музыку. Это может быть и джаз, и популярная музыка, и рок, и классическая. Однако в машине, если ему нужно было успокоиться, слушал Шопена в исполнении Владимира Горовица. Ваши музыкальные пристрастия совпадали?

– Это я боюсь сказать, он всё-таки профессионал, а я дилетант, хотя у меня тоже есть минимальное музыкальное образование. К тому же меня выгнали из шестого класса музыкальной школы.

– А у папы не было музыкального образования.

– Но его биография и профессия связаны с музыкой. А вот у меня абсолютно никакого отношения к музыке. Наши встречи проходили так: он на сцене, например, зала Чайковского, а я в зале.

– Какой из его телевизионных проектов вы назвали бы самым зрелищным и значительным? «Музыка в эфире», программа, которая шла по Первому каналу до и после программы «Время», а позже – на канале «Культура» – «В вашем доме», «Новые имена», «Романтика романса», «Большая опера» и «Большой балет»...

– Думаю, что «Романтика романса». Потому что в этой передаче чувствовалась какая-то индивидуальность Славы. В её основе была идея обратить внимание на уходящий, совершенно прелестный жанр.

– А в чём, на ваш взгляд, самобытность, неповторимость и оригинальность Святослава Бэлзы как телевизионного ведущего?

– Наверное, некоторое интеллигентное отрешённое пижонство, но всегда основанное на знании. Слава никогда не был зажат. Всё естественно, органично, и это видно сразу – и на сцене, и на экране, и в этом ящике тоже.

Александр Ширвиндт Святослав Бэлза
148
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Сам о себе

15.07.2020

Портрет без ретуши

31.07.2019

На Ваганьково, к Святославу Бэлзе

07.09.2016

Старость – это не когда что-то забываешь,

05.11.2014

Ширвиндт, который учит летать

16.07.2014

Сам о себе

42 голосов

Старость – это не когда что-то забываешь,

29 голосов

Просветитель

19 голосов

Портрет без ретуши

14 голосов

Избранник Талии

13 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты