Это шестой фильм Тома Круза из серии, начатой в 1996 году. Актёр не только играет главную роль, он ещё и продюсер этого грандиозного проекта. Затраты на создание фильмов огромные – всегда больше 100 миллионов долларов, но и сборы во всём мире впечатляющие, так же как воздействие на подростковую аудиторию.
Том Круз – когда снимался рассматриваемый фильм, ему исполнилось 55 лет, – безусловно, выдающееся явление в мировом кинематографе. Замечательный актёр, прекрасно сыгравший в великих фильмах «Человек дождя» и «Магнолия» (Круз, как продюсер, много сделал для рождения этого шедевра Пола Томаса Андерсона), он никогда не удовлетворялся только актёрским ремеслом. Миссия Круза – не знаю и не хочу знать, какую роль в этом играет его увлечение саентологией, – гораздо шире. Он, не жалеющий денег на эксперименты, тем не менее один из тех, кто определяет мейнстрим американского кинематографа, «направление главного удара». И направление это, с завистью приходится констатировать, победное.
Цикл «Миссия невыполнима» уже больше четверти века воспитывает будущих мужчин. Настоящих мужчин. То, через что проходит главный герой и как он преодолевает немыслимые обстоятельства, вызывает восхищение, так же как и его бесстрашие, упорство, непреклонная нацеленность на выполнение задачи – а она всегда благородная и высокая – как минимум спасение человечества. С величием замысла тут всё в порядке. И с самоотдачей. Конечно, во многих кадрах актёров подменяют каскадёры, но там, где точно никто не подменяет, пожилой артист вызывает огромное уважение. Хотя бы сколько и как быстро он бегает в кадре. Его Итан Хант – это не какой-то бесчувственный супергерой из выдуманного мира Марвел, а реальный человек, которому бывает больно, которому всё достаётся с трудом.
В фильме есть всё, что привлекает юношескую аудиторию: напряжённое действие с неожиданными поворотами, драки, поединки, головокружительные погони (на автомобилях, мотоциклах, парашютах и вертолётах), потрясающей красоты съёмки (от Парижа до скал где-то в Пакистане), сильные, коварные враги (отдельно спасибо, что в «Последствиях» среди них нет русских), настоящие друзья (героя хорошо оттеняют его помощники, которых играют Саймон Пегг и Винг Реймз), верные подруги (Ребекка Фергюсон и Мишель Монахен), благородство, юмор и то, что отличает «Миссию» от «Агента 007», – человечность. Мировую аудиторию, полагаю, привлекает также, что Хант Тома Круза действует не только и не столько потому, что ему приказало руководство американских спецслужб, которому, кстати, он не доверяет, а исходя из собственного понимания ситуации: есть такая профессия – мир защищать. И тут завидки берут. Почему наши кинематографисты функцию спасения мира от разнообразных катастроф передоверили Голливуду? Почему у нас нет подобных фильмов? Понятно, что такие бюджеты в России и присниться не могут, рисковать сотнями миллионов долларов и частные, и государственные инвесторы побоятся, хотя первые шаги уже сделаны – «Экипаж», например.
И ещё раз. В отличие от многих стран, в России такая героическая история, что и выдумывать ничего не надо – множество потрясающих сюжетов пылится в архивах. «Литературная газета» не раз писала о реальных фактах, которые буквально просятся на экран. Например, «атака мертвецов» из крепости Осовец, которую возглавил подпоручик Владимир Котлинский. Подвиг 493 солдат 17-го Егерского полка под командованием полковника Павла Карягина, которые с успехом противостояли сорокатысячной армии во время русско-персидской войны, множество потрясающих эпизодов из истории нашей разведки. Почему историю обмена Абеля на Пауэрса экранизируют в США? Почему кто угодно снимает о Рихарде Зорге, а у нас до сих пор приличного фильма нет?
Александр Ивановский