Белгород
В 1993 году пятидесятитысячным тиражом (!) в Белгороде вышла «Антология современной литературы Белгородчины». Составил её я, а выпустил получивший к тому времени лицензию на право заниматься частной издательской деятельностью прозаик-фронтовик Владислав Шаповалов. В книге было представлено творчество более ста двадцати прозаиков и поэтов, живущих или живших в области.
Когда я привёз «Антологию» в Москву и подарил её поэту Виктору Кочеткову, кстати, воевавшему на Белгородчине, он, просмотрев книгу, сказал примерно так: «А для меня ваша область была белым пятном на литературной карте страны. А тут, смотри, и авторы интересные, и литинститутовцев немало».
Да, в книге были напечатаны произведения уже ушедших к тому времени прозаиков Фёдора Певнева – одним из первых рассказавших о Курской магнитной аномалии, Владимира Мальцева – автора нескольких книг о войне, поэтов Виталия Буханова – выпускника Литинститута, первым на Белгородчине принятого в Союз писателей СССР, Лиры Абдулиной, чьё творчество высоко ценил Виктор Астафьев; тогда ещё живших (умерли в течение последующих лет) прозаиков Михаила Обухова – автора нескольких романов, встречавшегося с Горьким, Маяковским, Шолоховым, Фадеевым, Леоновым и другими классиками советской литературы, написавшего о них воспоминания; а также ныне здравствующих литераторов Владислава Шаповалова, Игоря Чернухина, Льва Конорева, Виктора Белова, книги которых выходили в Москве.
Так почему же – «белое пятно в литературе»? Причин основных, по-моему, три: во-первых, окраинное положение области (и теперь можно слышать кое от кого: «А Белгород – это на Украине?»); во-вторых, писательская организация у нас была создана только в 1964 году, то есть была одной из самых молодых; и в-третьих, в Белгороде не было писателей с такой известностью, как, к примеру, Евгений Носов в Курске или Гавриил Троепольский в Воронеже.
Так «проявилось» ли за минувшие шестнадцать лет белгородское «пятно» на литературной карте? Думаю, да. Писательская организация количественно в несколько раз выросла. Меня в Союз писателей СССР приняли последним в Белгороде, сейчас билеты СП России имеют шестьдесят человек. Есть и в области несколько членов Союза российских писателей, так и не объединившихся в организацию.
Правда, в 90-х годах вступление в союз больше походило на призыв: то мы рекомендовали к приёму сразу, кажется, семнадцать литераторов, у которых были книги или серьёзные публикации в журналах; то приехала группа московских писателей, провела межобластной семинар молодых, рекомендовав в союз более десятка белгородских литераторов: кого по одной книжке, выпущенной за свои средства, кого заочно, то есть без присутствия автора, кого вообще «за литературные заслуги». Помнится, курян на том семинаре было рекомендовано всего двое.
В последнее время приём стал проходить строже. Не так давно принятые Сергей Бережной, Анатолий Кряженков, Александр Осыков печатаются в различных московских и региональных журналах и альманахах. Интересные и профессиональные книги прозы и поэзии выпустили Владислав Шаповалов, Игорь Чернухин, Виктор Белов, Лев Конорев, Владимир Молчанов, Борис Осыков, Сергей Ташков, Юрий Макаров, Михаил Кулижников, Татьяна Олейникова, Людмила Брагина, Наталья Дроздова – всех не назвать. Выходят они, как правило, по решению областного редакционного совета, соответственно финансируются, потом распределяются по библиотекам. Автор в качестве гонорара получает четвёртую часть тиража.
Весной у нас проводится День поэзии, осенью – Дни литературы, а ещё Недели детской и юношеской книги. Только в Белгороде работают несколько студий, литобъединений и клубов, есть они и в райцентрах… Несколько лет назад был открыт Литературный музей, а около Государственной универсальной научной библиотеки – памятник Слову. Учреждено две литературные премии – всероссийская «Прохоровское поле» и международная «Слобожанщина», их удостоены уже более десятка белгородских писателей. Есть и лауреаты премии Центрального федерального округа, Всероссийской им. А. Фатьянова «Соловьи, соловьи…», Всероссийской «Хрустальная роза Виктора Розова», ряда литературных журналов.
Чего, как мне видится, не хватает в литературной жизни Белгородчины, так это критики. В составе писательской организации критиков нет. Того, что мы пишем о книгах или друг о друге, явно недостаточно и не даёт полной, а главное, объективной картины литературного процесса. В Белгородском госуниверситете есть филологический факультет, его преподаватели могли бы взять на себя функции критиков, но, увы, их выступления в местной прессе о белгородской литературе и писателях можно перечесть по пальцам. А ведь, как известно, если в «водоёме» нет щук или хотя бы окуней (я имею в виду критиков), то в нём будет полно всяческой мелюзги. Вот и у нас выходит столько сборников самодеятельных авторов, в основном за свой счёт или спонсоров (как они их только находят?), что читатель сбивается с толку: и это – сегодняшняя литература?! Хорошо, если кто-то издаётся, чтобы просто удовлетворить своё самолюбие, но ведь есть и такие, которые прямо-таки рвутся в союз – очередь немалая уже выстроилась.
Я преднамеренно пишу только о творческом процессе, не касаясь так называемых материальных и бытовых сторон нынешнего существования наших писателей. И всё-таки через «ЛГ» хочу ответить поэтессе Диане Кан из Новокуйбышевска, с которой переписываюсь, и другим интересующимся. В одном из писем она задала вопрос: «Это правда, что у вас в Белгородской области с нового года писателям платят от губернатора творческие стипендии?» Стипендии платили до прошлого года – по тысяче рублей в месяц. В нынешнем же мы пока ничего не получали, хотя в одном из изданий прошла заметка, что якобы губернатор пообещал платить по… Сумму я называть не стану, ибо те, кто прочитает её, как говорится, могут упасть со стула. Наверное, наши власти и хотели нас порадовать, но – экономический кризис. Можно ли их в чём-то винить? И вообще в нынешнем году финансирование писательской организации и средства, выделяемые на издание книг, урезаны до минимума. Организация даже не выписала ни одного журнала, ни одной газеты.
Но капитализм есть капитализм. Как мне некогда говорил ныне покойный поэт Борис Примеров: «Демократии литература будет не нужна». А ещё из народных поговорок: «Пережили голод, переживём и изобилие». Главное, что пока пишется – как мне, так и моим сотоварищам. А чего ещё по большому счёту надо тем, кто посвятил свою жизнь (цитирую Юрия Кузнецова) «безнадёжному делу»?