Повести белкина друга и рассказы из русской истории. – М.: Центральный дом работников искусств, 2010. – 217 с.: ил.
Новая книга известного писателя, актёра и режиссёра Александра Михайловича Кравцова, вышедшая в рамках издательской программы правительства Москвы, озаглавлена «Повести белкина друга и рассказы из русской истории». В этом метафоричном названии, напоминающем пушкинское, заключена, конечно, игра: слово «белкин» здесь не фамилия и даже не существительное, а прилагательное, обозначающее в самом прямом смысле друга белки. Этот персонаж появится в одном из рассказов: профессор филологии, защитник родного языка, его чистоты.
Преданность нескольким музам превращается в писательском творчестве Кравцова в служение разнообразным жанрам; проникновение в людские души высвечивает образы его многоликих героев в прозе и тем привлекает читателя. На страницах книги сошлись русские люди трёх веков: девятнадцатого, двадцатого и нынешнего. Автору в равной степени дороги подростки военных лет в пионерлагере 1945 года и молодой гений нашей поэзии Михаил Лермонтов в роковом июле 1841-го. Отмечу мастерство Кравцова в передаче атмосферы, я бы сказала, цвета и запаха времени происходящих событий. Могу лично свидетельствовать, как точно отражена в повести «Голубева дача» обстановка детской здравницы – сама была послана из Москвы, где провела всю войну, после её окончания в «Артек» и не понаслышке знаю эту атмосферу. Потрясшие героев повести испытания не смогли очерствить их души. Они, участники войны ещё в детском возрасте, как и сам автор, остались в конечном итоге верными юношеским идеалам доброты и человечности. Рассказ «Мститель», казалось бы, об обратном: жестокости героя, подвергшего своему собственному суду предателей, виновных в смерти его друзей, и ставшего палачом палачей. А за это – штрафбат до первой крови…
Счастливое качество Кравцова – человека и художника – его душевная отзывчивость. Есть немало писателей, способных сочувствовать своим героям, но умение сострадать – дар редкий. И опасный. Легко впасть в сентиментальность. Кравцову это не грозит. Как не грозит ошибиться в изображении антигероев нашего времени: разухабистого мэра или двух школьных чиновниц из рассказов «Наш Филат не быват виноват» и «Три раунда в театральном фойе».
Следя за творчеством Кравцова более десяти лет, не могу не сказать о присущем писателю-режиссёру замечательном чувстве слова, внимании к его звучанию. Это особенно ощутимо в рассказе из русской истории о Ермоловой. Великую актрису автор знает настолько, что способен вести её «внутренний монолог».
Книга Кравцова, прекрасно иллюстрированная безвременно ушедшим Антоном Куманьковым, легко читается, но за этой лёгкостью предстают глубина мысли и поэзия прозы.
«Повести белкина друга…» – светлая книга. Светлы образы героев, свет исходит и из души самого автора. Надо читать произведения писателя Александра Кравцова, чтобы этот свет перешёл и к нам.
, профессор, кандидат искусствоведения