Беларусь готова участвовать в реализации проекта нефтепровода Одесса – Броды (Украина) – Плоцк – Гданьск (Польша) в аверсном режиме, предусматривающем строительство ответвления на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (Гомельская область) и транзитную перекачку нефти в польско-прибалтийский регион. Об этом недавно сообщил СМИ первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко. Это, по его мнению, возможно при условии, что Украина решит проблему наполнения нефтепровода Одесса – Гданьск каспийской нефтью. «Если есть хороший проект, который приносит выгоду, зачем от него отказываться?», – сказал В. Семашко. Данная артерия пока работает в основном в реверсном режиме, то есть в обратном направлении: перекачивает нефть на Украину через Беларусь. Как сообщил СМИ первый вице-премьер Украины Александр Турчинов, «правительство работает над осуществлением эксплуатации нефтепровода Одесса – Броды в аверсном направлении». Он подчеркнул, что «это должны быть не просто расчёты на бумаге, а указание реальных объёмов нефти, которые будут обеспечивать работу нефтепровода Одесса – Броды в проектном режиме». 30 июня 2008 года в ходе переговоров Украины и Азербайджана было принято решение о заполнении нефтепровода Одесса – Броды каспийской (поначалу азербайджанской) нефтью. В перспективе по нему будет перекачиваться казахстанская и туркменская нефть. Уникальность этой артерии в том, что она может работать в обоих направлениях, то есть как для транзита каспийской нефти с юга на север и северо-запад (то есть с Украины через Беларусь в Польшу и страны Балтии), так и для транзита российской нефти в Украину, Молдову и Причерноморье. Но, подчеркнём, – через Беларусь. Что касается ответвления трубопровода Одесса – Броды на Мозырский (южнобелорусский) нефтеперерабатывающий завод, то оно нужно для того, чтобы в большем объёме обеспечить Беларусь нефтяным сырьём, а в перспективе экспортировать мозырские нефтепродукты из каспийского сырья в Польшу, страны Балтии и Украину. Кроме того, это ответвление в Беларусь позволит по кратчайшему маршруту транспортировать каспийскую нефть в страны Балтии. Но в настоящее время грузинские порты Поти и Батуми, откуда поставляется каспийская нефть в Одессу, работают лишь с 30-процентной загрузкой. По имеющимся данным, основные её потоки впредь будут направляться из Батуми и соседних турецких черноморских портов, куда вскоре будет подведён нефтепровод с юго-запада или с юга Грузии. Не исключено также, что для транзита каспийской нефти через Беларусь в Польшу и страны Балтии может быть задействован трубопровод бывшего Варшавского договора – из Бреста в Польшу.