Транспортные преимущества Беларуси всё больше привлекают внимание соседних государств. В самом деле, страна располагает разветвлёнными воднотранспортной и трубопроводной системами, простирающимися до Балтийского и Чёрного морей по самым коротким путям, развивает речное судостроение, участвует в проектах новых трансъевропейских судоходных каналов. В этой связи неудивительно, что республика является ассоциированной участницей-наблюдателем в Организации Черноморского экономического сотрудничества и Совете государств Балтийского моря.
«Лад» уже сообщал, что с белорусским участием создаётся инициируемая Евросоюзом и странами западного региона экс-СССР новая трансъевропейская воднотранзитная система между Балтийским и Чёрным морями. Причём по кратчайшему направлению, то есть через Беларусь. Одна из наиболее заинтересованных в этом стран – Украина. Во всяком случае, многие украинские СМИ продолжают комментировать интервью начальника Управления морского и речного транспорта Минтранса РБ Бронислава Говоровского украинскому информагентству «Транспортный бизнес» от 23 октября 2008 года. В этом интервью отмечено и развивающееся сотрудничество Беларуси с Украиной в организации и развитии общерегиональных воднотранспортных маршрутов. По мнению Б. Говоровского, излишки водных ресурсов этих артерий могут успешно использоваться в приграничной гидроэнергетике.
– Беларусь заинтересована, – сказал Б. Говоровский, – в выходе к портам Балтийского моря через водный путь Днепр – Западный Буг – Висла – Одер и включении водных артерий республики в сеть внутренних водных артерий Европы. Этот водный путь, созданный в конце XVIII в. и соединяющий Чёрное и Балтийское моря, просуществовал до Второй мировой войны. После восстановления гидротехнических сооружений и устройства глухой плотины в Бресте воднотранспортное соединение разделилось на два участка: первый – на территории Беларуси, второй – на территории Польши.
Из-за того, что трассы железнодорожного и автомобильного транспорта перегружены, всё более настойчиво требуется восстановление этой водной системы. К ней тяготеет ряд грузопотоков экспортно-импортных грузов Беларуси, Польши, Украины и других европейских стран (в том числе Скандинавии), объём которых оценивается миллионами тонн (уголь, руда, металл, калийные удобрения, поваренная соль, сахар, щебень, торф, лесоматериалы, сапропели и др.). По этому водному соединению возможно перевозить до 4 млн т грузов в год…
В связи с этим в Республике Беларусь осуществляется реконструкция гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала под класс Va. В настоящее время построены 4 водопропускные плотины и 2 судоходных шлюза, позволяющих пропускать паводки 3-процентной обеспеченности, а также составы судов длиной 110 м, шириной 12 м, с осадкой 2,2 м. Реконструкция канала продолжается.
Кроме того, Днепровско-Бугский водный путь протяжённостью 246 км, в состав которого входят 12 гидроузлов, обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом. В средние по водности годы по восточному склону канала сбрасывается около 500 млн куб. м воды. Перепад уровней воды на восточном склоне составляет 10 м. Для шлюзования судов за навигацию используется только около 20 млн куб. м, что составляет менее 1% от общего стока воды. Отсюда очевидна необходимость использования гидроэнергетического потенциала Днепровско-Бугского водного пути. Наличие на гидроузлах канала водосбросных сооружений, подъездов, линий электропередач, трансформаторных подстанций и эксплуатационного персонала делает привлекательным проекты строительства на них ГЭС. В сентябре 2008 г. принята в промышленную эксплуатацию малая ГЭС «Дубой» установленной мощностью 330 кВт, которая включена в энергосистему Брестской области.
По мнению Б. Говоровского, реализация такого проекта открывает перспективу строительства малых ГЭС на других гидроузлах Днепровско-Бугского водного пути. Технико-экономические обоснования подтвердили экономическую целесообразность строительства 5 малых ГЭС на гидроузлах канала. Общая их выработка электроэнергии составит около 6,2 млн кВт.ч в расчётный год. Срок окупаемости проекта 9,5 лет.
В Беларуси, по данным представителя Минтранса республики, «имеется около 3,5 тыс. км водных путей, из которых в настоящее время используется для судоходства около 2 тыс. км. Судоходство осуществляется по рекам Днепр, Припять, Березина, Западная Двина, Сож, Неман… На внутренних водных путях республики работает транспортный и технический флот, который базируется в 10 речных портах: Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Речица, Гомель, Бобруйск, Могилёв, Витебск, Гродно. За 8 месяцев 2008 г. объём грузоперевозок речным транспортом составил 3,3 млн т, или 124,1% к уровню соответствующего периода 2007 г. Объём перегрузочных работ составил 8,3 млн т, что на 35,4% больше в сравнении с аналогичным периодом 2007 года».
Что касается белорусско-украинского взаимодействия в этой сфере, Б. Говоровский отметил, что «в Беларуси и Украине проделана значительная работа по созданию благоприятных условий для перевозки грузов между странами, создана для этого необходимая правовая основа. За период с 2000 г. наработан определённый опыт организации перевозок в порты Чёрного моря. Учитывая, что водный транспорт обладает самой низкой энергоёмкостью, это делает его, особенно в период увеличения стоимости энергоресурсов, самым перспективным».
Напомним, что Беларусь участвует в воднотранспортном проекте Балтика – Даугава – Западная Двина – Днепр – Чёрное море (Латвия – Беларусь – Украина); белорусскими специалистами дорабатываются проекты по восстановлению Березинской транспортной системы (Днепр – Березина – Западная Двина), соединению Немана с Днепровско-Бугским каналом и Березинской системой (с использованием рек Щара, Ясельда и примыкающих к ним каналов). Уже восстановлено сообщение по белорусско-польскому Августовскому каналу.