«У Никитских ворот»: «Дело корнета Елагина» И. Бунина
Великое наслаждение – перечитывать русскую классику, упиваясь забытым языком, ощущая аромат ушедшей эпохи, осознавая с изумлением, что так или иначе всё повторяется, остаётся современным, а значит – вневременным…
Но совершенно особое наслаждение, когда эта классика приходит на театральные подмостки неискажённой, незамутнённой очевидными сегодняшними аллюзиями, не переодетой в современные одежды и не пересказанной современным новоязом. Такое случается на театре всё реже и реже, а потому, наверное, должно быть признано событием.
Такое событие произошло для меня на премьере спектакля «Дело корнета Елагина» И.А. Бунина в Театре «У Никитских ворот» (пьеса и постановка Марка Розовского, режиссёр-ассистент – Валерий Шейман, художник – Станислав Морозов). Написанный в эмиграции в 1925 году, посвящённый давним реальным событиям уголовного дела по убийству актрисы Марии Висновской, совершенному офицером Бартеневым (его защитником был выдающийся адвокат Ф. Плевако, фрагменты речи которого включены в спектакль), этот рассказ по праву вошёл в золотой фонд русской и мировой литературы, несмотря на то, что слава его куда скромнее, чем у созданных примерно в то же время «Митиной любви», «Тёмных аллей» и, конечно, рождённой позже «Жизни Арсеньева». Ещё не Нобелевский лауреат, но уже признанный, любимый писатель, ощущающий острую тоску по родине, Иван Алексеевич Бунин был погружён в прошлое и возрождал его не столько для себя, сколько для нас, уже столетием с лишним отделённых от событий поистине роковой любви и трагической гибели польской актрисы, игравшей в провинциальных российских театрах.
Марк Розовский и Валерий Шейман счастливо избежали соблазна вынести во главу угла сам судебный процесс, подчёркивая несовершенство и глубокие противоречия судопроизводства как в царской России, так и в сегодняшней. Главной для них осталась бунинская тема «разбитых натур» (как говорит Защитник, сдержанно и выразительно сыгранный Валерием Шейманом) и эпохи, порождающей подобные натуры.
Эта тема, как выясняется, чрезвычайно актуальна сегодня, когда не только молодёжь, но и людей всех возрастов охватило стремление к театрализации жизни, к игре и суициду, замещающих неполноту, скудость, невыразительность окружающей реальности. И в этом смысле совпадения с эпохой декаданса пугают и настораживают.
Марк Розовский сделал инсценировку рассказа И.А. Бунина, не только точно соответствующей самой идее произведения, его пленительному тексту, но и с помощью В. Шеймана, С. Морозова, музыкального подбора и актёрского ансамбля создал удивительно стильную и целостную атмосферу, в которой прелесть и уродство декаданса связаны неразрывно и остро, как это происходит в природе.
Срезанные лилии в вазе так красивы, что от них глаз не оторвёшь, но стоит наклониться ближе и почувствовать внезапно отвратительный запах гниения, исходящий от воды и намокших в ней стеблей, что торопишься избавиться от прекрасных цветов, не дожидаясь, когда они окончательно завянут.
Каким-то причудливым образом об этом думается во время спектакля и ещё долгое время после его окончания – он вызывает восторг и содрогание одновременно, потому что очень точно создаёт это «двойное поле» эмоционального воздействия; нас влечёт эстетизация смерти, так свойственная декадансу, но и отвращает игра, постоянная, назойливая игра, подменяющая жизнь. Распахнутые, наивные и чистые глаза корнета Елагина (замечательная работа Валерия Толкова), влюблённого в актрису Марию Сосновскую (очень интересно, многопланово работает Виктория Соколова) и мечтающего о простых человеческих радостях любви, – и красивая, невероятно стильная маска Сосновской, которой надо только избыть поскорее эту нелепую жизнь и уйти в смерть. Но и смерть не воспринимается как уход навсегда – для Сосновской это тоже часть игры, после которой можно встать и раскланяться перед восторженной публикой. «Она играла, а он жил…» – говорится в рассказе об этом романе, но спектакль вскрывает глубинный подтекст этих слов, ненавязчиво, без акцентов и нравоучений подводя к мысли о сегодняшнем дне: не это ли зачастую разделяет людей на тех, кто живёт, стараясь наполнить свою жизнь, и на тех, кто играет в жизнь, рядясь в разного рода маски, лечась от тоски наркотиками и алкоголем, любыми способами шокируя общество, ища острых ощущений, а порой и кончая с собой просто так, от пустоты и невозможности раскрасить бытие яркими красками…
«Стоит быть Богом или ничтожеством», – говорит Мария Сосновская, зная с юных лет, что ничтожеством она быть никогда не сможет, что жизнь её должна быть необыкновенна, а та необыкновенность, которую она ценит превыше всего, даёт лишь причудливое сочетание порока и красоты.
Красоты порока.
Порочной красоты.
Белых лилий, долго стоящих в вазе.
А Богом не дано стать никому…
Спектакль Театра «У Никитских ворот» смотрится на одном дыхании – настолько захватывает эта, в сущности, простая история и настолько касается она всех и каждого, что, даже зная рассказ почти наизусть, невозможно оторваться от тех, кто переживает её вновь на наших глазах, с нашим участием. И в этом смысле ансамбль, собранный Розовским и Шейманом, поистине уникален и органичен; хочется назвать всех, независимо от того, большая или маленькая роль досталась Андрею Степанову (Прокурор), Юрию Шайхисламову (Доктор), Вячеславу Гугиеву (Шкляревич), Юрию Пенежскому (Граф), Александру Лукашу (фон Заузе)…
Все они в той или иной мере исследуют, анализируют причины, по которым всё больше становится «разбитых натур» в нашем обществе, так причудливо рифмующемся с российским обществом столетней давности.
И этот анализ, хочется верить, будет отнюдь небесполезным для зрителей, заполняющих зал Театра «У Никитских ворот». Ведь каждая встреча с классикой в её неприкрашенном и не приспособленном к дню сегодняшнему виде способна одарить нас тем богатством, которое мы основательно растеряли и растратили за последние двадцать лет. Надо только иметь глаза, уши. И – желательно – душу…