Проект «Гоголь» кинокомпании «Среда», в котором собственно Гоголя было совсем мало, а очень много влажных фантазий вокруг него, видимо, был так успешен, что та же команда замахнулась на Ильфа нашего Петрова. Мотивы тоже вполне коммерческие: сделать что-то кассовое, спекулируя на популярных именах из хорошо известных произведений советской литературы.
В данном случае придумана история из жизни юного Остапа Бендера, его отца, матери, а также некоторых других знаковых персонажей прозы одесситов. Здесь в соответствии со вкусами продюсеров не трактуются и не переписываются известные классические произведения, они дописываются. А именно мы видим их приключения во время Гражданской войны, когда Бендеру было 17 лет. Так что желание сразу пригвоздить драмоделов к позорному столбу уступило интересу, какое же происхождение сценарист Олег Маловичко придумает Остапу? Какие у будущего великого комбинатора мама, папа, какие отношения со временем, с людьми революции, а также с известными персонажами других писателей, например Бабеля?
В сериале есть некто, напоминающий Беню Крика (Мишку Япончика). Здесь, правда, глава черноморских бандитов, внешне он похож на туповатого парубка, сбежавшего из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», зачем-то зарезал собственного отца. Роль этого беспредельщика убедительно сыграл Никита Кологривый, его папашу Менделя – Александр Ильин. Абрама (Ибрагима) Бендера – Сергей Безруков, а юного Остапа (в течение фильма Ося умудрился стать не только мужчиной, но и мошенником под стать отцу) – Арам Вардеванян.
Начало ленты с продажей Львом Троцким алмазного жезла императрицы Арманду Хаммеру, транспортировкой бесценного груза на юг к Чёрному морю, явлением Бендера-отца, нападением махновцев на поезд – довольно лихое – обещало отличный одесский вестерн, что-то между «Неуловимыми мстителями» и «Достоянием республики». Однако постепенно всё свелось к пошловатым стрелялкам-влюблялкам-догонялкам с кое-какими не очень смешными вкраплениями из Ильфа и Петрова. Как будто всё происходит не в славном городе у моря, а в селе с одной улицей. На ней еврейские (судя по именам), славянские (судя по лицам актёров) бандиты гоняются за бриллиантовым жезлом, спрятанном в изделии, принадлежащем гробовых дел мастеру Безенчуку (Александр Цекало).
И так герои шустрят при красных, которые расстреливают белых, при белых, которые расстреливают красных, и при махновцах, которые, судя по анонсам в конце фильма, будут расстреливать и тех и других в следующем выпуске киносериала... Продукт получился приключенческий, но место героики и романтики, окрылявших героев в названных советских боевиках, заняли цинизм и жажда денег. У персонажей ничего святого нет, а мечта старшего Бендера о Рио-де-Жанейро сейчас особенно не прельщает. Хотя актрисы (Юлия Макарова и Таисия Вилкова), играющие возлюбленных Оси, прелестны, а актёры во главе с Безруковым хороши и иногда получают удовольствие от того, как они дурачатся в кадре.
Главное, что отличает это произведение от оригинала, то, что Бендер и другие в советских экранизациях, не говоря уже о первоисточниках, были на порядок личностно крупнее. Здесь же герои как будто мелкие жулики из наших девяностых, нечаянно прилипшие к грандиозной эпохе.
Александр Кондрашов