Вот уже почти пять лет в Погорелом Городище, что в Тверской области, существует частный музей «Дорога к Пушкину». «ЛГ» встретилась с народным художником РФ Борисом Диодоровым – его энтузиазму, таланту и энергии этот музей и обязан своим появлением.
– Борис Аркадьевич, а с чего началась ваша дорога к Пушкину?
– С детства. Со сказок Пушкина, конечно. Пушкин всё время был рядом. Магия пушкинского стиха в том, что он входит в человека так же незаметно, как воздух, которым он дышит, как солнечный свет или мамина колыбельная. Мы не ощущаем, как это происходит, просто живём в этом волшебном пространстве. Пушкинские строки просто растворены в крови. Может быть, именно поэтому я никогда не иллюстрировал произведения Александра Сергеевича. Очень жаль, но это так.
– Вместо пушкинианы на бумаге вы создали музейную. Но почему именно в Погорелом Городище?
– Как-то мы проводили там у друзей лето. Они нам и поведали легенду о том, что здесь однажды побывал Александр Сергеевич, разыскивая документы для истории Пугачёва. Вроде бы его интересовал ржевский уроженец Астафий Долгополов, затеявший во время бунта двойную интригу – и с царским двором, и с Пугачёвым. Но благодаря изысканиям историка Сергея Кутейникова открылся ещё более увлекательный сюжет: Александр Сергеевич действительно ездил в Погорелое Городище, но не из-за ржевского авантюриста, а ради своего дальнего предка – воеводы Гаврилы Пушкина, который во времена Смуты спалил здешнюю крепость, чтобы она не досталась полякам. В те времена тут неподалёку старая литовская граница проходила. Местные жители были вынуждены покинуть родные дома, не имея времени на сборы. Можно представить, в каком бедственном положении они оказались. Когда порядок в государстве был восстановлен, они захотели вернуться, но поскольку от домов осталось одно пепелище, обратились к государю с просьбой помочь возродить посад. Царь Михаил Фёдорович освободил посадских людей от налогов на пять лет, о чём свидетельствовала жалованная государем грамота. Хранилась она здесь, в посаде, в храме Богоявления. Вот чтобы увидеть её своими глазами, и завернул в Погорелое Городище Пушкин.
– Когда? Как это установили, ведь вроде бы в биографии поэта белых пятен практически не осталось?
– Вероятнее всего, в 1826 году – в начале ноября Александр Сергеевич отправился в Михайловское, а в декабре вернулся в Москву. По дороге туда или обратно он вполне мог заложить небольшой крюк – Погорелое Городище отстояло от почтового тракта тех времён примерно вёрст на пятнадцать. И грамоту в руках он держал, о чём писал своему другу – Николаю Раевскому-младшему. Сохранился черновик этого письма. А вот было ли оно отправлено, к сожалению, неизвестно.
– А с грамотой что сталось?
– Она хранилась в главном посадском храме до 1901 года, чудом уцелела фотография, на которой настоятель изображён с грамотой в руках. Так что сомнений в том, что она существовала, быть не может. Впоследствии ценнейший документ перевезли в Тверь, что было зафиксировано в Трудах Тверской губернской учёной архивной комиссии, а уже в советское время он стал экспонатом Ржевского краеведческого музея. Во время войны грамота была утрачена. Богоявленский храм тоже, увы, был разрушен.
– Музей – попытка спасти от забвения ещё один эпизод нашей истории?
– Нет, это промысел Божий. Ведь здешние места описаны Пушкиным в «Борисе Годунове». Если помните, одна из самых драматичных сцен трагедии происходит в корчме у литовской границы. А всего в нескольких километрах от Погорелого Городища есть деревенька Корчмидово, название которой на картах первой половины XIX века ещё писалось через «т»: мыто – таможенная пошлина, граница-то рядом. Согласитесь, какой-нибудь постоялый двор там непременно должен был быть. Так что корчма, описанная Пушкиным, по всей видимости, имела какой-то реальный прототип, пусть поэт его «увидел» только силой своего воображения.
– Оснований для создания музея больше чем достаточно. Но не страшно было организовывать его в стороне от проторённых туристических маршрутов?
– А что может быть увлекательнее, чем сойти с этого самого проторённого пути? Тем более что далеко отходить и не придётся. Во-первых, Погорелое Городище фактически стоит на трассе «Балтия», а во-вторых, от него до заповедного Пушкиногорья около 500 километров, а до мест, входящих в Пушкинское кольцо Верхневолжья – например, до знаменитых Малинников, Грузин или Торжка, – и того ближе.
– Основой экспозиции стала коллекция, которую вы бережно хранили вместе с супругой – Кариной Степановной Филипповой?
– Сначала это не была коллекция в строгом смысле слова – предметы пушкинской эпохи, завещанные нам Софьей Станиславовной Пилявской – педагогом Карины в школе-студии МХАТ, народного артиста СССР Петра Петровича Глебова, Володи Высоцкого, с которым мы были очень дружны, историка моды Саши Васильева – нашего близкого человека. И так постепенно всё собралось в ценную музейную коллекцию, получившую прекрасный отклик у музейных специалистов. Она разместилась в двух помещениях – в Погорелом Городище, в комнате ДК при библиотеке, и в Зубцове – районном городе, где нам дали помещение в старинном, XIX века, здании казначейства с сейфовыми комнатами и с вместительным зрительным залом, позволившим проводить программы с большим количеством участников. В Зубцове у нас выставочный зал, Пушкинская сувенирная лавка и самое главное – наш «алмазный фонд» – так мы окрестили наиболее ценную музейную коллекцию. Это и антикварная мебель – секретер XVIII века, два кресла, диванчик, и множество других уникальных предметов. Кстати, когда во время реставрации с дивана сняли старую обивку, обнаружился обрывок письма, на полуистлевшем листочке удалось разобрать несколько фраз и... имя Николая Раевского – речь шла о его зачислении на службу. Круг замкнулся – письмо Пушкина Раевскому стало ключевым доказательством в «погорельской истории» поэта. Теперь этот обрывок – один из драгоценнейших наших раритетов. Большое количество прекрасных вещей подарил музею историк моды Александр Васильев, в том числе три чудесных женских портрета и редкие миниатюры XVIII–XIX веков. Сейчас в собрании более семисот единиц хранения. Многим экспонатам и столичные музеи позавидовали бы.
– «Дорога к Пушкину» существует без малого пять лет. Как удаётся изыскивать средства для частного музея?
– Это наша самая большая тревога. На поддержание музея ушла большая часть президентской премии в области литературы и искусства, которую я получил в 2019 году. Изредка помогают спонсоры, но на полноценную работу, тем более на развитие, этого, увы, недостаточно. А теперь, когда из-за пандемии поток туристов сильно обмелел, над музеем и вовсе нависла угроза закрытия. И единственный выход – это придание ему статуса государственного. Тем более что у нас есть концепция создания в Погорелом Городище полноценного современного музейно-выставочного и просветительского комплекса. И место есть подходящее – между двумя чудом сохранившимися особняками XIX века. Когда мы только начинали с Кариной создавать свой музей, мы мечтали о том, чтобы на карте появилось ещё одно пушкинское место, чтобы те, кому выпало тут родиться, лучше узнали историю родных мест и гордились ею и своими предками, причастными к ней. Дело ведь не в раритетах как таковых, а в том, чтобы здесь, в Погорелом Городище, возникло пространство для интересной и насыщенной культурной жизни. Без поддержки государства эту задачу не решить.
– Борис Аркадьевич, каким вы видите музей в будущем?
– Работающим! Хорошо работающим! И прежде всего с детьми. В нём должно быть всё для познания детьми мира через сказки Пушкина. Мы все учились этому и знаем этому цену. У нас издаются книги, создана библиотека. Есть специальные издания для детей (уже вышло 10 изданий), мы стремимся к идеальному результату и знаем, как это делается. И если будет помощь, то музей станет одним из лучших современных музеев мира! Избушка на курьих ножках, ветряная мельница – целый мир сказок может открыть вход в музей.
– Борис Аркадьевич, получается, что это народное детище, нужное всей России?
– Ну конечно! Мы одна страна. Всё, что мы делаем, мы делаем для вас! Для всех! Храм Христа Спасителя был, как известно, построен в том числе и на деньги вдов и сирот. В результате было создано историческое явление. Мы постарались отдать всё, что у нас имелось! Мы хотим, чтобы наш будущий музейный комплекс продолжил своё развитие в рамках национального проекта «Культура». В преддверии 225-й годовщины со дня рождения великого русского поэта, в 2024 году, это стало бы прекрасным подарком России и памяти А.С. Пушкина. У нас уже всё есть, и музейный фонд, и архитектурная концепция музейного комплекса, созданная заслуженным архитектором России Алексеем Михайловичем Куренным, и огромное количество энтузиастов, готовых помогать. Ждём на наш юбилей гостей, и потомков А.С. Пушкина, и всех, кто не мыслит своей жизни без подлинной культуры.
– Борис Аркадьевич, а о чём вы мечтаете?
– Мечтаю? Очень мечтаю дожить до 2024 года и присутствовать на юбилее Александра Сергеевича Пушкина в нашем готовом, завершённом, мечтанном и так нужном земле русской музейном комплексе «Дорога к Пушкину». Я как профессионал уверен в возможности успешного выполнения нашей мечты. А ближайшая мечта – провести собственный юбилей нашего музея, наше первое пятилетие, которое состоится 22 июля 2021 года. Я всегда верил и верю, что Россия спасётся нашей провинцией. Так и будет! Пусть всё задуманное сбудется ныне, и присно, и во веки веков!
Письма поддержки музею «Дорога к Пушкину»
Дорогой Борис Аркадьевич, поздравляю Вас с днем рождения Пушкина и днем рождения Вашего музея. Великое имя нас связывает: меня как писателя, Вас как художника и деятеля. В прошедшем ХХ веке по ТВ шли мои программы «Пушкин и судьбы русской культуры», а созданный в ХХI веке музей Вы называли «Дорога к Пушкину». Эти два названия связаны с нашими судьбами. Мы с Вами одногодки, нам обоим за 80 – как писал Александр Сергеевич, «пора, мой друг, пора»… пора подводить итоги… Моя жизнь, пожалуй, всецело связана с ним; собрание моих сочинений вышло в этом году. Ну, а Ваша жизнь? Не каждый человек в наше сложное время отважился бы во имя любимого поэта отказаться от многих благ: от полученной Вами Государственной премии, употребленной на обустройство Музея, от бесценных реликвий, от огромной библиотеки… И вот в Тверской области, по дороге в Михайловское, в селе Погорелово Городище, в тех местах, где ступала нога поэта, где он искал и находил следы исторических событий ХVII века во время работы над трагедией «Борис Годунов», по Вашей инициативе и с помощью местных меценатов и краеведов возник музей «Дорога к Пушкину», восстановлена церковь, где хранилась царская грамота, а рядом обнаружилась потаенная, сокрытая веками корчма, где возник коварный план Гришки Отрепьева; и тут же крепость Держиславль, которую воевода Гаврила Пушкин в свое время приказал сжечь, дабы не досталась она полякам…
(…)
… Что если бы в музее, созданном Вами с такой любовью, звучали бы и другие произведения Поэта, в том числе и из уст посетителей – их сердца, их души наполнились бы тем чувством, которое делает человека выше и добрее, чище, чувством сопричастности и благодарности поэту. Помните, у Пушкина: «… и сяду между Вами, и сам заслушаюсь». И в этом будет высшая благодарность Вам от потомков и от будущих поколений. И пусть счастливой будет для них созданная Вами «Дорога к Пушкину». Храни Вас Бог.
P.S. В благодарность за Вашу бесценную работу примите и мой дар: посвященное поэту мое пятитомное собрание сочинений.
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛМ РАН, лауреат Государственной премии за книгу «Пушкин. Русская картина мира»
Как известно, биография поэта не только изучена, но и «просчитана в цифрах». Пушкин за свою недолгую жизнь побывал в Тверском крае более 20 раз, что уложилось в 100 календарных дней. В основном, проездом, останавливаясь у своих друзей и знакомых в Твери, Старице, Малинниках, Павловском, Грузинах. В этом ряду важное по своему значению место занимает и Погорелово Городище.
(…)
Но для того, чтобы это произошло, музею очень нужны заинтересованное внимание и поддержка – государственная и общественная. Для дальнейшего развития музею необходим юридический статус, материальная база.
Государственный музей А.С. Пушкина присоединяется ко всем деятелям науки, культуры и искусства, кто откликнулся своим участием и добрым словом на рождение музея «Дорога к Пушкину».
Директор Государственного музея А.С. Пушкина,
Заслуженный работник культуры,
лауреат Государственной премии.
В российской глубинке, которую сегодня стремительно покидает молодежь, считаю, особенно важным сохранять очаги образования и культуры, уголки, которые говорят об истории и вечных ценностях, свидетельствуют о связи поколений. И именно такой цели служит музей «Дорога к Пушкину» в селе Погорелово Городище Тверской области. Сегодня, как никогда, он нуждается в поддержке государства. Только вместе мы сможем сохранить не только нашу культуру внутри нас, но и передать ее духовную и материальную составляющую будущему поколению.
Вице-Президент Общероссийской общественной организации
Российская Академия Искусств,
Академик, доктор наук,
Кавалер Ордена Дружбы
Наш музей с самого начала поддержал идею Бориса Аркадьевича и Карины Степановны Диодоровых о создании музея «Дорога к Пушкину», оказывал методологическую и иную помощь.
(…)
Музей «Дорога к Пушкину» в Погорелом Городище одновременно является культурным центром, задачей которого является приобщить жителей, а особенно молодежь, к богатой истории их края. Диодоров один из первых начал осуществлять задачу, поставленную В.В. Путиным – о создании в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов, доступных для людей всех возрастов.
Генеральный директор Государственного музея Л.Н. Толстого
Рождение музея – всегда новая ступень самосознания народа. Глазами предков мы учимся смотреть на мир сквозь музейные экспозиции, чтобы лучше понять самих себя, наследников многовековой великой русской цивилизации. Это особенно верно, когда рождается новый музей, посвященный памяти А.С. Пушкина, создателя современного русского языка. А язык по-древнерусски и по-пушкински – это Народ.
Музей «Дорога к Пушкину», созданный по инициативе, творческими усилиями двух подвижников – поэта Карины Степановны Филипповой и художника Бориса Аркадьевича Диодорова, - явление удивительное и в наше время почти невозможное. Он создан любовью, большой самоотверженной любовью к родной земле, к людям, к памяти Александра Сергеевича Пушкина.
(…)
Музей «Дорога к Пушкину» свидетельство о старинной русской традиции – любви к странствиям. Странники шли на поклонения святыням Господа Иисуса Христа, Богородицы, Его святых. Но всегда такая дорога вела не только к Богу, но и к самой сути человеческого предназначения, к лучшему и высшему в самом человеке. Всякий музей, но в особенности пушкинский, - это возможность найти самих себя в нашем сложном, многообразном, пронизанном невиданными скоростями мире. Это воистину остров сокровищ: памяти, смысла, гармонии, тишины и духовной силы.
«Дорога к Пушкину» - это собирание талантов, объединение людей для устроения жизни. Это путь воспитания человеческого достоинства. Труд и вера, талант и мастерство основателей музея, их помощников и сотрудников позволяют с полным основанием утверждать, что музей не «игрушка», «не блажь», «не каприз»! Это способ возрождения достойной и полноценной жизни в Погорелом Городище, в Тверском крае, где некогда А.С. Пушкин нашел грамоту, утвердившую его в сознании неразрывной связи с судьбой Родины и смысле собственного предназначения.
Музей «Дорога к Пушкину» нуждается в помощи. Ему необходимо постоянное здание, в котором могли бы размещаться уникальные предметы музейной коллекции. Нужна поддержка властей, без которых в нашем Отечестве невозможно полноценное существование музея. Так было и в пушкинское время, так и в наше время. Поддержка начинания творца и гражданина Бориса Диодорова не акт «милосердия», не «благотворительность»! Музей – проверка на зрелость, на государственную состоятельность, на любовь к Отечеству.
В ХХI веке, благодаря Борису Диодорову и Карине Филипповой, родился и существует новый пушкинский музей, который для каждого, кто верен России, - есть способ деятельного проявления любви к родине и своему народу. Этот музей – приглашение в пушкинский путь, возможность обрести себя по дороге к Богу.
Директор Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинского Заповедника»,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации,
Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Главная цель существования любого музея – помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник. Основной темой музейной коллекции стала история России в творчестве Пушкина глазами художников разных поколений, непосредственно пушкинская эпох а и все, что связано с личностью поэта. Александр Сергеевич Пушкин бывал в Погорелом Городище в декабре 1826 года. Поэт приезжал сюда увидеть подлинные документы, связанные с именем его предка, Гаврилы Пушкина, которые хранились в церкви села.
Большая часть уникальных экспонатов из личной коллекции Бориса Диодорова и Карины Степановны Филипповой-Диодоровой. Площадь экспозиции довольно маленькая, но каждый предмет в ней особая ценность. Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Экспонаты принадлежат всем – всему народу, всему человечеству. Они – наша память, культура, история. Именно через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию. Спасибо всем работникам музея за то, что хранят и опекают, не побоюсь этого слова, народное достояние русской земли. На мероприятия, проводимые музеем, приходит много горожан, и его залы не вмещают всех желающих.
Епископ Ржевский и Торопеций Адриан
(...)
Предлагаемый художником-философом Борисом Аркадьевичем Диодоровым проект – это не утопия, а стучащая в набат необходимость. Стоит прислушаться к тому, о чем просит выдающийся деятель нашей культуры. Бог и судьба дали нам такую красивую и благодатную землю, и мы должны сберечь ее для живущих с нами и для тех, кто придет в этот мир после нас.
(…)
Таким местом и является Погорелое Городище – местом почти с тысячелетней историей, освещенным великими именами. Благородные люди приняли на себя миссию послужить Отечеству и создали архитектурно-комплексный проект преобразования Погорелого Городища. В этом проекте нашли отражения чаяния многих поколений.
Знаменательно, что Погорелое Городище связано с двумя историческими именами: Ивана Грозного – создателя централизованного русского государства, и Александра Пушкина – реформатора нашего языка и родоначальника Золотого века русской культуры.
(…)
Открыта была бы еще одна замечательная страница истории, когда бы наше централизованное государство, памятуя о культуре Золотого века, Пушкинской эпохе, создало бы экополюс подлинной культуры и образования. И не один экополюс, а целую россыпь островков добра и красоты.
Хорошо, если бы мы, сохранив в названии нашего объекта историческое прошлое, могли бы сказать и по другому: «Возрожденное Городище».
Заслуженный учитель России,
Лауреат Премии Правительства РФ,
Кавалер Ордена Почета и «Слава России»,
Президент ИКОМ России (2003-2006),
Директор Государственного музея Л.Н. Толстого (2001-20012),
Автор книг о Л. Толстом, русской культуре и образовании.
Музей «Дорога к Пушкину», созданный замечательным художником Борисом Аркадьевичем Диодоровым и группой его сподвижников, уникален, индивидуален и очень интересен.
Он не повторяет такие крупные музеи, как Мойка 12, Пушкиногорье или московский музей А.С. Пушкина. Он интересен своими личными мемориями, переданными автором в дар поколениям, и у него безупречно продумана концепция.
Как художник, работающий всю жизнь над Пушкинской темой, сделавший иллюстрации к роману «Евгений Онегин», я провел в музеях, собирал материал и делал натурные этюды многие месяцы и даже годы. И я делю музеи на живые, где хочется бывать снова и снова, и неживые, формальные. Причем, к живым я отношу не только уникальные мемориальные с подлинным скрипом половиц барского дома и сохраненным колоритом, а и новые, рукотворные, но талантливо продуманные до мелочей.
Музей «Дорога к Пушкину» - живой. Там пытливый ум и воображение, не только художника, может почувствовать массу тем, подтекстов и поводов к созданию произведений в области искусства, литературы и музыки. Посетители всех без исключения возрастов и степени подготовленности смогут что-то открыть для себя, прочувствовать и запомнить.
(…)
Здесь мы видим энтузиазм личности и ближайших друзей, сотрудников, видим колоссальные возможности Музея, как центра культуры в отдаленном уголке Тверской области. И, конечно, хочется увидеть государственную заинтересованность в поддержании, укреплении и расширении Музея.
В начавшемся в Центральной России буме маленьких частных оригинальных музеев – Утюга, Кота, Мыши, Самовара и т.п., что само по себе остроумно и правильно, музей «Дорога к Пушкину» выгодно выделяется серьезностью, даже можно сказать, величием темы Пушкина.
Народный художник РФ,
Академик Российской академии художеств,
Почетный академик Пушкинской и Петровской академий.
(…)
Соприкосновение с миром Пушкина посредством редкостных артефактов пробуждает в сердцах и детей, и взрослых любовь к истории России и к ее духовному наследию.
На мой взгляд, молодому музею необходим должный юридический статус, государственная поддержка и включение его в «Пушкинское кольцо Верхневолжья».
Настало время не просто уважительного, а крайне бережного отношения к подобным инициативам лучших людей России со стороны всех официальных инстанций.
Не забудем, что в этом году, после утверждения всенародным голосованием поправок в Конституции РФ, доминантой нашего развития становится духовно-нравственное воспитание поколений. Тверскому краю по праву есть чем гордиться в этом отношении. И поэтому почин Б.А. Диодорова должен быть поддержан всеми компетентными должностными лицами.
Педагог высшей категории,
Член Союза писателей России,
Духовник Алексеевской обители г. Москвы
Дорогие друзья,
В тяжелую годину пандемии сохранение нашей культуры и передачи ее следующему поколению является важнейшим фактором нашей неугасающей культурной жизни и деятельности. Забота о жизни и здоровье человека отнимает большие силы и средства, но и дальновидная мысль о том, что после пандемии и коронавируса люди вновь потянутся к культуре, как к источнику знаний, сохранения форма искусства, литературы и поэзии, музыки и живописи. Именно поэтому я стремлюсь поддержать сохранение музея Пушкина, его коллекций и его глубокой просветительской миссии. Духовное должно превалировать над материальным, но и материальная поддержка музею просто необходима!
С уважением и дружескими чувствами,
Историк моды,
Доцент МГУ и научный руководитель отделения «Теория моды» при Философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова,
Почетный академик Академии Художеств России.
(…)
В 2016 году по инициативе Народного художника России, академика РАХ Б.А. Диодорова в селе Погорелое Городище Тверской области был создан музей «Дорога к Пушкину». Великий русский поэт посетил Погорелое Городище в 1826 году, в пору работы над трагедией «Борис Годунов». Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля поддерживает работу музея «Дорога к Пушкину», направленную на увековечение и популяризацию памяти о многовековой истории древнего сельского поселения в Зубцовском районе Тверской области через формирование и экспонирование музейной коллекции, связанной с жизнью и творчеством Пушкина.
Музей воссоздает историю России в творчестве Пушкина глазами художников разных поколений.
(…)
С помощью друзей и единомышленников Б.А. Диодоров вложил в создание и развитие музея много душевных сил и материальных ресурсов, в том числе полученную им в 2019 году премию Президента Российской Федерации в области литературы и искусства. Благодаря постоянным усилиям Б.А. Диодорова собирательская и научно-исследовательская работа в музее ведется на высоком профессиональном уровне.
Директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля
(…)
Эмоциональное воздействие подобных тихих «домашних» музеев в тихих небольших городах огромно. Потому важно, чтоб создавались они чистыми руками и с чистыми помыслами.
Музей, созданный Народным художником Борисом Диодоровым, невозможно ценить, его можно только беречь, ибо его экспонаты бесценны, - в них Пушкин, в них высокие понятия о чести и красоте, в них тепло великой русской провинции, в них исчезающая интеллигенция, в них наша Россия.
Беречь! Беречь! Беречь! С благодарностью!
Режиссер МХТ им. А.П. Чехова,
Заслуженный артист России,
Профессор
(…)
Коренной москвич Борис Диодоров решил создать в небольшом поселке музей и культурный центр, чтобы приобщить молодежь к изучению истории своего края.
(…)
Человек необычайно интересный и творческий. Борис Диодоров – один из лучших иллюстраторов сказок Андерсена, и королева Дании Маргрете II присвоила ему необычный титул: «Посол Андерсена в России». Но он посол Пушкина и в Тверском краю!
Задумайтесь над пушкинскими словам, что историю следует постигать «домашним образом». А это значит, что нужно изучать родословие семьи, историю родного села, города, края. Тогда из абстрактного понятия любовь к Отечеству становится родным, понятным. И это чувство остается с каждым из нас на всю жизнь.
Когда в Париже пылал Нотр-Дам, многие наши соотечественники не смогли остаться равнодушными к этой беде, - сердца русских поистине отличаются «всемирной отзывчивостью». Но почему же тогда мы столь равнодушно созерцаем, как разрушаются наши древние церкви, превращаются в руины, наполненные былой славой старинные усадьбы, исчезают музеи?!
Член Союза Писателей и Всероссийского Пушкинского общества,
Лауреат «Золотой Пушкинской медали»
Созданный Борисом Аркадьевичем Диодоровым музей «Дорога к Пушкину» продолжает замечательную традицию лучшей части русской интеллигенции по сохранению духовного наследия нашего народа.
(…)
Б.А. Диодоров создал музей с нуля: вложил много душевных сил, средств, собрал круг единомышленников. На высоком профессиональном уровне провел огромную научно-исследовательскую и собирательскую работу.
Не случайно название музея – «Дорога к Пушкину». Он должен стать камертоном возрождения Тверского края, центром притяжения всех, кто любит русскую культуру, историю, литературу, ведь как сказал Б.Л. Пастернак: «Пушкиным началась наша современная культура, реальная и подлинная, наше современное мышление и духовное бытие. Пушкин возвел дом нашей духовной жизни, здание русского исторического самосознания».
(…)
Я, как человек полвека отдавший музейной работе, могу с гордостью сказать, что причастна к созданию музея «Дорога к Пушкину».
Заслуженный работник культуры РФ,
Ведущий научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого.
(…)
Открытие музея «Дорога к Пушкину» было названо поистине историческим событием, великим делом в развитии культуры Тверской земли. Об этом говорили именитые гости из музеев Москвы, директор Пушкиногорского заповедника Георгий Василевич, писатель, историк Сергей Кутейников, представители власти и деятели культуры города Зубцова и многие другие. В течение двух лет музей работал, радовал посетителей художественными вставками и чудесными концертами, где выступали московские звезды. Борис Аркадьевич и Карина Степановна стали также инициаторами проведения областного конкурса чтецов и детского рисунка, посвященного творчеству А.С. Пушкина, в котором участвовали дети из Зубцова и Зубцовского района…
(…)
- Мы все сделали для того, чтобы ваша жизнь изменилась к лучшему, - говорил Борис Аркадьевич, обращаясь ко всем нам еще в 2018 году. – Теперь пришло время осуществлять наши прекрасные порывы сообща, внося все что можно вложить в культурную жизнь нашего дома.
Однако и тогда, и теперь его голос подобен гласу вопиющего в пустыне. Диодоров вложил в открытие, развитие и содержание музея, а также и Выставочного зала все свои сбережения и Президентскую премию, что была ему вручена за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового искусства иллюстрации. Но деньги кончились. И что же дальше? А дальше – тишина. Музей на грани закрытия. Скорее всего, если положение дел не изменится, музей «переедет» в Москву или Пушкиногорье, где найдутся рачительные хозяева «алмазного фонда» с бесценными музейными раритетами, что пока находятся в Зубцове. Этого допустить нельзя!
Елена Сооляттэ
(…)
Миссия музея – увековечивание и популяризация памяти о многовековой истории этого поселения в Зубцовском районе Тверской области. Музей функционирует не только как хранилище художественных шедевров и исторических раритетов, но и как место проведения всевозможных культурных событий, концертов, встреч с деятелями искусства.
(…)
Сам населенный пункт, Погорелое Городище, - поистине удивительное историческое место. Согласно легендам, здесь стоял древний русский город Держиславль. Впервые о селе говорится в Новгородской летописи 1144-го года, где упоминается церковь Святого Ильи Пророка. В ХIV веке здесь располагался центр удельного Холмского княжества, а во времена Ивана Грозного после разгоревшегося здесь пожара в духовной грамоте 1572 года царь нарек это место Погорелым Городищем. Впоследствии многие другие исторические события произойдут в этих местах: например, село упоминается в грамоте царя Михаила Федоровича Романова, освобождающей жителей от податей на пять лет. Также Погорелое Городище связано с фигурой Гаврилы Пушкина, прадеда великого русского поэта, который в 1617 году сжег посад, чтобы не оставлять польскому противнику.
(…)
Несомненно организованный силами Бориса Аркадьевича и Карины Степановны частный музей «Дорога к Пушкину» может занять достойное место среди населенных пунктов, входящих в «Пушкинское кольцо Верхневолжья». В данный момент подготовлен проект целого музейного комплекса на базе двух особняков ХIX века Погорелого Городища, где бывал А.С. Пушкин. Но для осуществления этих планов, а также для того, чтобы стать полноценной частью культурного ландшафта, музею крайне необходимо внимание – со стороны государства и общественности.
Российская государственная детская библиотека искренне поддерживает организаторов и хранителей музея «Дорога к Пушкину», желает им процветания и надеется, что эта уникальная достопримечательность в скором времени пополнит список музеев Тверского края.
Директор РГДБ,
Заслуженный работник культуры РФ,
Лауреат премии Президента по культуре, 2020 г.