Это не кошмарный сон переутомившегося студента – это реальность. Он (студент) приходит защищать диплом, а его родной вуз… закрыт. Хмурый вахтёр нехотя пускает внутрь. Настежь открытые двери пустых аудиторий, сквозняк гоняет по коридору забытую кем-то тетрадь, она слепо бьётся о плинтусы, как раненая птица… Тихо так, что слышно, как старик вахтёр наливает чай в стакан.
«Закрыта твоя альма-матерь, – говорит вахтёр. – Ищи другую…»
Шок! Крах мечты о высшем образовании и любимой профессии. Плакали денежки, выплаченные за четыре года учёбы… В лучшем случае дадут справку, что ты «прослушал курс лекций», но и за ней (справкой) надо ещё побегать. Да и кому ты нужен с этой справкой? А в дверь уже стучит пригожий военком: «Собирайся, сынок!» Была отсрочка от службы в армию, да сплыла.
Это, повторюсь, не страшный сон. Мы ни в чём не знаем меры. Из крайности – в крайность. В лихие 90-е как грибы после дождя стали появляться негосударственные коммерческие вузы и филиалы уже существующих. Острословы прозвали их «шарашкины конторы». Любой диплом за ваши деньги.
Мест в частных вузах было больше, чем выпускников школ. В названиях таких «контор» были четыре обязательных слова: «менеджмент», «бизнес», «юриспруденция», «экономика». Эти профессии якобы открывали двери в волшебное будущее. Лекции читали везде, где можно было присесть группе слушателей, – в школах на окраинах городов, в опустевших кинотеатрах, в читальных залах библиотек и даже в летних театрах эстрады... Две-три лекции в неделю – и ты готовый специалист в области «управления и менеджмента».
На пике «реформ» статистика выдавала умопомрачительную цифру – 90% россиян получают высшее образование. По этому показателю мы догнали и обогнали США и Европу.
Главной идеей коммерческих вузов было сделать высшее образование более доступным, особенно в самых дальних уголках необъятной России. И «разгрузить ведомость» государственных высших учебных заведений, переложив значительную часть расходов на студентов (точнее, их родителей), благотворительные фонды, спонсоров… В 90-х количество коммерческих вузов сравнялось с числом государственных.
А потом… В 2008 году выяснилось, что диплом мэра Архангельска Александра Донского об окончании некоего «Северного института предпринимательства» по специальности «юриспруденция» – липовый. Годом ранее разгорелся скандал в Роскультуре. Заместитель главы этого
уважаемого ведомства Феликс Киселёв, проработавший в этой должности шесть лет, никогда не учился в Астраханском государственном университете (АГУ).
Таких примеров по России-матушке – сотни. Кто-то «особо одарённый» собрал двойной урожай с одной поляны. Сначала брали взятки за то, чтобы дать лицензию высшему учебному заведению, а затем – чтобы её не отобрать.
В 2013-м Рособрнадзор объявил войну «липовым дипломам». Предполагалась сократить 40% вузов и 80% филиалов. И, как водится, без крайностей и перегибов не обошлось. Борьба за качество образования чуть было не превратилась в борьбу против права на образование.
Закрывая вуз (точнее, отбирая у него лицензию), чиновники часто забывают о том, ради кого и существует вся система образования, – о молодёжи. Выброшенный на улицу студент и его семья несут, во-первых, огромные финансовые потери. Во-вторых, нарушается право гражданина на получение диплома государственного образца, как это было «гарантировано» ему при поступлении. В-третьих, прерывается учебный процесс текущего семестра… О моральных и бытовых издержках и не говорю.
Арбитражные суды страны оказались завалены исками от образовательных организаций к Рособрнадзору. А тот, в свою очередь, в те же суды направлял иски об отзыве у вузов лицензий. Вот такой правовой пинг-понг.
Свежий пример. Администрация негосударственного вуза «Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО) в долгах как в шелках перед своими бывшими студентами. Летом прошлого года Рособрнадзор лишил вуз государственной аккредитации. Многие студенты оплатили обучение вперёд. Суммы немаленькие – от 40 до 160 тысяч рублей. Разумеется, после расторжения
договора студенты надеялись вернуть свои деньги. И до сих пор надеются...
Брошенными и забытыми оказались студенты Московской академии образования Натальи Нестеровой; Московского института рекламы, туризма и шоу-бизнеса; Борисоглебского филиала института менеджмента, маркетинга и финансов; Владимирского института бизнеса; Дальневосточного института международных отношений в Хабаровске; Института технологии и бизнеса в Находке; Кисловодского института экономики и права; Самарского института бизнеса и управления…
Обратили внимание? Приказали долго жить те вузы, в названии которых есть четыре «волшебных» слова, которые якобы открывали студенту путь в светлое будущее, – «бизнес», «экономика», «менеджмент», «юриспруденция».
Я не назвал и сотой части коммерческих вузов, после закрытия которых студенты остались «сиротами». В законодательстве немало прорех, из-за которых недоучившиеся специалисты регулярно оказываются «на улице» и просят помощи у Генеральной прокуратуры.
Уполномоченный по правам студентов Артём Хромов предлагает страховать российских студентов на случай, если у вуза, в котором они учатся, отозвали или приостановили лицензию, а то и вовсе признали вуз банкротом. Но ни одна страховая компания не спешит продавать полисы «образовательной ответственности».
А пока… «Зачистка» продолжается. В июне Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) лишила государственной аккредитации ряд программ бакалавриата и магистратуры (психология, экономика, социология, политические науки) российско-британской Московской высшей школы социальных и экономических
наук (МВШСЭН).
Сергей Рыков
P.S. Государственная аккредитация – процедура официального подтверждения соответствия образовательной деятельности вуза федеральным государственным образовательным стандартам. В ходе аккредитации эксперты проверяют, насколько качественно и полно образовательная организация выполняет то, что закреплено законодательно и обязательно для всех вузов, желающих выдавать дипломы государственного образца. Вуз может выходить в своей деятельности за рамки требований стандарта, но минимум, закреплённый в стандарте, он обязан соблюсти.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:
– Проблема не в Рособрнадзоре, а в общей установке правительства на сокращение количества вузов и филиалов. Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие. И значительная часть студентов лишается возможности продолжить учёбу. Некоторые из них не могут перевестись в другой вуз, если, к примеру, в не очень большом городе закрываются все филиалы.
Владимир Зернов, председатель Ассоциации негосударственных вузов, ректор Российского нового университета:
– Если государство продолжит тащить на себе неэффективные вузы, высшее образование не выйдет из стагнации. Нужна нормальная конкурентная среда. Иначе высшая школа повторит судьбу отечественного автопрома.
Дмитрий Янина, председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП):
– Академическая справка о неполном высшем образовании – это максимум, на что могут рассчитывать студенты «отчисленных» вузов. Шансы вернуть деньги нулевые. Помочь в этом может разве что давление со стороны власти. Однако в закрывшихся вузах, как правило, нечего брать: администрация успевает вывести все деньги.
Владимир Тригнин, адвокат Военной коллегии адвокатов:
– Не так давно в закон об образовании были внесены поправки, позволяющие приостанавливать действие государственной аккредитации, после чего вовсе отнимать её без выдачи каких-либо предписаний. Такое нововведение позволило расправляться с вузами гораздо быстрее: отсутствие аккредитации лишает выпускников возможности получить диплом государственного образца, работающие студенты теряют право на оплачиваемый отпуск, а все граждане мужского пола, подлежащие призыву, перестают иметь право на отсрочку.
Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг:
– Есть факты, когда вузы, в большинстве своём частные, но и государственные тоже, лишались аккредитации и лицензии по совершенно надуманным, необоснованным критериям. Где-то вывески нет, где-то – стенда или надписи на двери. Такие анекдотичные претензии, причины, которые никак на качество образования не влияют, не определяют состояние образования в конкретном вузе. Высасывают из пальца причины.
Алексей Кудрин, глава Счётной палаты:
– Рособрнадзор лишил аккредитации Шанинку (Московскую высшую школу социальных и экономических наук), один из лучших частных университетов. Снова «бумажные» претензии. Нужно кардинально перестраивать работу надзора… серьёзно снижать формальные критерии. Они мешают работе университетов, противоречат целям развития страны.