Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Берлин сорок пятого, май…

01 января 2007

ПОДМОСТКИ

В Московском областном драматическом театре имени А.Н. Островского состоялась премьера спектакля «Женщина из Берлина» по пьесе швейцарского писателя Макса Фриша «Когда закончилась война». Её поставил (впервые в нашей стране) главный режиссёр театра Валентин Варецкий.

Написанное в 1949 году и почти забытое на родине автора и в Европе, это произведение было опубликовано в России в 2001 году в сборнике «Потерянные пьесы». Театр начал работу над ним в год 65-летия Великой Победы и завершил к 100-летию со дня рождения Макса Фриша.

Художник-постановщик Сергей Тимонин и художники по свету Сергей Шевченко и Нарек Туманян, приглашённые из Большого театра, так выстроили сценическое пространство, что публика, придя на спектакль, занимает места не в зрительном зале, а пройдя на сцену через таинственное закулисье, как сквозь «портал времени», оказывается на верхнем ярусе сложной конструкции, наблюдая оттуда параллельно идущие и перекликающиеся события сюжета, которые разворачиваются на двух уровнях сразу на нескольких площадках. Кстати, в процессе работы приглашённые художники обнаружили, что Московский областной дом искусств «Кузьминки», в котором размещается Драматический театр имени А.Н. Островского, оснащён световым оборудованием на уровне мировых стандартов. Эти технические возможности были использованы при постановке сполна. Музыка того времени и видеопроекции документальных фотографий и кадров кинохроники на декорации заднего плана погружают зрителей в атмосферу поверженного Берлина, где только что закончилась война, показывают напряжённость отношений между советскими военными – победителями и жителями города – побеждёнными.

Режиссёр неслучайно дал спектаклю название «Женщина из Берлина». Главный персонаж в нём – женщина после войны, женщина среди мужчин, воевавших друг против друга по разные стороны линии фронта; её воспоминания, мысли, чувства.

Берлин, май 1945 года. Немецкая семья спасается в подвале своего дома, где наверху гуляют советские офицеры. Казалось бы, это должна быть история ненависти. Но это пьеса о любви между немкой и русским офицером, которые даже не понимают языка друг друга.

Немка Агнес Андерс (актриса Елена Калабина, Агнес годы спустя – Ольга Щепалина) поднимается из подвала и идёт на свидание к русскому полковнику Степану Иванову (артист Александр Волков), чтобы спасти своего мужа Хорста Андерса (артист Геннадий Христенко), который вернулся с войны и прячется в подвале. Она не сразу догадалась, что русский офицер не знает немецкого языка и не понимает её монологов. Но когда догадалась, поняла, что она уже не может обходиться без этих встреч, потому что полюбила его.

Эта негаданная любовь – поверх идеологий, страхов, преду­­­беждений, непохожести и незнания языка – парадоксальным образом открывает героям дорогу в новую жизнь. В финале они вырываются из замкнутого пространства в раскрывающийся перед ними простор. У каждого будет своё, неясное ещё им самим, будущее – и уже без войны…

У каждого зрителя свои впечатления об этом спектакле. Заслуженная артистка Российской Федерации Галина Лысенко, заведующая отделом по работе с профессиональными творческими организациями Министерства культуры Московской области, говорит:
– Театр этим спектаклем доказывает, что профессиональный уровень его художественно-постановочной части значительно вырос. Воплотить такой сложный замысел один Валентин Варецкий вряд ли бы смог без поддержки второго «родителя» спектакля – директора театра Владимира Каширского, одобрившего этот творческий эксперимент. Удивляешься богатству сценографии, которая помогает раскрыть режиссёрский замысел. Действие в двух уровнях придаёт динамику спектаклю и работает на атмосферу. Я как зритель почувствовала себя в Берлине конца войны. Хочется отметить замечательные актёрские работы, в первую очередь Елены Калабиной и Александра Волкова. Фантазия режиссёра – вторая Агнес, Агнес с воспоминаниями о любви спустя годы после войны. Молодая Агнес говорит по-немецки, вторая Агнес по-русски, и это делает спектакль ещё более зрелищным.

Лидия ЖДАНОВА

Обсудить в группе Telegram

Лидия Жданова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS