Этот сериал, появившийся летом в Сети, отличается от того, что показывается по телевизору. Нигде и никогда я ничего на эту тему не видел, за исключением, может быть, американской «Таинственной реки» Клинта Иствуда, которую создатели «Хрустального» наверняка видели. Они всерьёз взялись за то, что ранее было табуировано. И удивительно, почему? Ведь с насилием или с попытками «ухаживания» со стороны взрослых в детском и подростковом возрасте сталкивались многие мужчины.
Олег Маловичко написал сценарий, а режиссёр Душан Глигоров снял многосерийный фильм, в котором детективная интрига основана на поиске и спасении пропавших мальчиков и поимке насиловавшего и убивавшего их маньяка-педофила. Главный герой Сергей (Антон Васильев), выросший в южном, угольном, регионе (сериал снимался в Ростовской области), и сам в детстве был изнасилован. Причём он был так душевно травмирован, что не помнил, как это было и кто это сделал с ним… в первый раз, а был и ещё один случай – в небольшом городке Хрустальный сверстники знали, что с ним произошло, жестоко издевались над «дырявым», чуть его не убили. Их возглавлял атаман хулиганов по фамилии Борисенко, по кличке Барс, впоследствии ставший главным олигархом города. Старший брат Сергея Гена (Николай Шрайбер) тогда спас «малого», но спасённый затаил обиду на всех. На подонков-сверстников, на мать, которая развелась с отцом и водила мужиков, один из которых тоже пытался изнасиловать Сергея, на брата, который, как он считал, предал его, на родной город...
В юности пострадавшие от несправедливости братья пошли в полицейские: старший в итоге возглавил ОВД Хрустального, а Сергей уехал в Москву учиться и стал «важняком» – выдающимся следователем по особо сложным делам. Когда ему предложили расследовать пропажу школьников в Хрустальном, несмотря на нежелание возвращаться на ненавистную малую родину, он всё же взялся за это дело.
Действие развивается по нескольким направлениям. Во-первых, расследование конкретного дела Сергеем и попавшими в его распоряжение полицейскими города. Взаимоотношения Сергея с братом, у которого красавица-жена (Екатерина Олькина), замечательные дети, прекрасный дом, и. принципиальные расхождения с Сергеем по главному вопросу: как и ради чего жить. И третье, может быть, главное: разбирательство Сергея с самим с собой. Оно тоже многослойное: происходит полный пересмотр прожитого, начиная с осознания того, что 25 лет назад из-за его показаний в тюрьму вместо реального насильника попал невиновный человек. Он мучительно пытается вспомнить всё, чтобы понять, кто же на самом деле тот злодей, что столько лет безнаказанно бесчинствует в Хрустальном?
Вслед за героями мы то и дело ныряем в их детство и подростковую юность, где Сергея очень хорошо играют юные актёры Артём Божутин и Пётр Натапов, а Гену – Роман Ленков и Максим Карушев. Прекрасная работа у Николая Шрайбера, создавшего противоречивый и всё же привлекательный образ старшего брата. Поначалу мы, вовлечённые в проблемы Сергея и сочувствующие ему, Геннадию не доверяем. Его принципы жизни: главное – дом, семья, ну и обеспечение порядка в городе (пусть не всегда и не совсем законными способами), закрывание глаз на криминальный бизнес и даже участие в нём совместно с властями города. Главное, чтобы было всё спокойно, «шито-крыто», тем более что какое-то развитие в городе идёт, открывают ГЭС на Хрустальном озере... А вот беспредела типа преступлений маньяка допускать, конечно, нельзя.
Сергей же, расследуя исчезновение детей, невольно натыкается на другой беспредел: незаконная угледобыча, торговля оружием и палёной водкой, в которых замешаны и мэр, и Барс, и, видимо, брат... В какой-то момент Сергей решает даже сажать всех причастных, но, возможно, Геннадий в сдерживании брата прав: «шито-крыто» лучше, чем «революция», которая приведёт к гибели многих людей в городе. К тому же старший брат, как оказалось, по-прежнему готов отдать жизнь за «малого».
Очень хороша в роли жены Гены Екатерина Олькина, так хороша, что трудно поверить сценарному повороту, в котором она вдруг является в гостиницу к Сергею, чтобы отдаться ему, только бы он покинул город и не тревожил налаженный быт её семьи. А после того как Сергей её выгоняет, она говорит мужу, что его брат пытался её изнасиловать. Чересчур подло – в это я не поверил. Такого «чересчур» в сериале много.
Важная роль у Дарьи Екамасовой, которая хорошо играет проститутку Катю Сказку, однокашницу братьев, в которую они были влюблены в юности, но тут тоже претензии к сценаристу. И они примерно такие же, как к создателям понравившегося многим сериала «Чики». Проституция на трассе, которой Катя занимается уже много лет, – особый вид деятельности женщин с пониженной социальной ответственностью. У тех, что на трассе, она ниже некуда – способные к рефлексии здесь не задерживаются. А мы видим сложную личность, любящую мать, мучающуюся от воспоминаний о первой любви и страшном предательстве, приведшем её на панель. Но Катюша Маслова и Настасья Филипповна с многолетним стоянием на трассе несовместимы.
Барс, главный донжуан, роковой мачо и бандитский атаман в исполнении хорошего актёра Дмитрия Куличкова тоже произвёл странное впечатление, хотя игравший его в юности Иван Егоров был очень достоверным. А вот поверить в то, что этому человеку безропотно, по доброй воле отдавались все красавицы города, что, как одна из героинь призналась, «просто отказать ему было нельзя», очень трудно. Взрослый Барс в сериале отнюдь не Казанова, не смесь Ставрогина с Верховенским, а обычный бандюган с гнусным бэкграундом.
Что же касается собственно маньяка, дабы не выдавать всего тем, кто сериал не видел, скажу только, что очень многие раскусили его с самого начала. А он должен быть вне подозрений. С начала до самой развязки. А раз часть зрителей заподозрили его в первой же серии, то странно, что никто из полицейских не догадался его прокачать. Впрочем, сценарист с режиссёром весьма изобретательно отвлекают нас и водят по ложному следу.
Теперь о главном герое. Антона Васильева кто-то видел в «Невском», кто-то в «Звоните Ди Каприо», а ещё и в недавно прошедшем сериале «Конец невинности», где он неожиданно сыграл довольно сложную роль. Если Шрайбер обеспечивал сериалу, так сказать, надёжный тыл, то Васильев безоглядно, не всегда вызывая сочувствие, бросался в атаку, и ему удалось убедить, что он неспроста такой взрывной и дёрганый, что какая-то тайна за ним действительно стоит. И это заставляло смотреть сериал. Одна беда – актёр столько раз прикуривает в кадре, столько пьёт, что это воспринимается как штамп, за которым прячут внутреннюю пустоту. И слишком много мата. Когда он запикан, то непонятно, что происходит, когда смотришь незапиканный вариант, то противно. Особенно когда матерятся женщины.
А что касается молодого, сербского происхождения, режиссёра Душана Глигорова, то его можно поздравить с серьёзной талантливой работой. Так же, как и сценариста Олега Маловичко. И продюсера Александра Цекало – из лент, выпущенных кинокомпанией «Среда», это первая такая. Хотя, несомненно, одни обвинят создателей в русофобии, а другие – в очернении святых девяностых, третьи – в бесовщине. И причина в двух небольших сценах.
Одна, когда Сергею было лет тринадцать, а Гене и Барсу – 15 (судя по возрасту юных актёров), другая ещё раньше. Причём обе сцены сыграны и сняты очень страшно и убедительно. В первой происходит групповое изнасилование возлюбленной Гены – его одноклассницы Кати Сказки. Гена, проигравший спор Барсу (первый он у неё или не первый), оскорблённый тем, что первым уже был Барс, отвратительно отомстил Кате. Тоже для этого персонажа не укладывающаяся в голове подлость. Гена приглашает её к себе домой, где происходит их первое соитие (и да – он у неё не первый!), Гена из спальни выходит типа в душ, а вместо него туда заходят по очереди Барс и его приятели. Потрясённая предательством, Катя кричала, звала на помощь, но они делали своё дело, предлагали даже тринадцатилетнему Сергею воспользоваться моментом.
Могло ли такое случиться на Дону, где не умерли ещё казацкие традиции? Могло с гораздо более взрослыми людьми после пьянки в каком-нибудь богом забытом поселении, а тут сопляки, по сути дети, и город, где все друг друга знают, где нравы в 90-х были ещё довольно строгими, а молодёжь не успела разболтаться до нынешних тиктоковских масштабов.
Ещё больше шокировала сцена «опускания» маленького Сергея пацанами во главе с тем же Барсом. Перенос лагерных нравов, где во взаимоотношениях тысяч надолго оторванных от женщин заключённых много разного, на подростковую среду обычного русского города отвратителен. Школьники насилуют девятилетнего парня, а потом решают, что его надо убить, а то он расскажет, «нас посадят и на зоне тоже опустят». Они что, читали специальную литературу или рядом зона и весь город живёт её проблемами? Это уже не авторский произвол, а авторский беспредел.
Мы привыкли к тому, что российский кинематограф бесстыдно клевещет на советское время. А тут опорочено не время, а страна, народ. Ведь эти кошмарные сцены, без которых, кстати, вполне можно было обойтись, в сериале не отыграны как нечто необыкновенное, будто подобное в России сплошь и рядом.
Интересно, сценарист и продюсеры во главе с Александром Цекало могут привести факты, подтверждающие, что такое реально происходило с подростками на территории российского Донбасса? Если нет, то им нужно прятаться от жителей славного города Шахты, где проходили съёмки.
Александр Кондрашов