Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2014 г.
  4. № 40 (6482) (15.10.2014)
Колумнисты

Беспамятники

15 октября 2014

Радикальный национализм на Украине в качестве политической силы спровоцировал кровавую гражданскую войну и требует спокойного политологического диагноза.

Эмоционально много всего уже наговорено: «западенци», бандеровцы – они-де и фашисты, и нацисты, и идейные борцы с мифической «москальско-большевистской оккупацией», и пещерные русофобы... Ярлыков на них справедливо и несправедливо понавешено предостаточно. Но, как представляется, это люди трагической в сущности судьбы. Они исторически бесполезны в современном мире. Ибо они, эти самые радикальные националисты а) фанатичные архаизаторы и б) фанатичные украинофобы.

Советский Союз имел великую культуру. Великий советский художник Александр Дейнека, в роду которого переплелись русские и украинские корни, создал в 30-х годах картину «Будущие лётчики». Напомним, на полотне изображены советские юноши. Они сидят под горячим черноморским солнцем на камнях набережной Севастополя и зачарованно наблюдают за полётом гидроплана отечественной конструкции. И кто-то из них был украинцем. Можно дать голову на отсечение: эти мальчишки потом сражались в небе Великой Отечественной войны. Это была советская судьба – победители фашизма, покорители космоса.

Но какова была бы националистическая альтернатива для жителя Украины? В послевоенные времена это мог бы быть боевик УНА-УНСО с немецким шмайсером или борющийся «за идентичность» и за «рiдну мову» «немногочисленный» интеллигент в традиционной вышиванке, или лубочный «свободный хлебороб», задавленный аграрным перенаселением. Сегодня это были бы три гастарбайтера – чистильщик бассейнов в Испании, водитель автобуса в России, проститутка в любом уголке Европы. Самолёты или там адронные коллайдеры, увы, в навязываемых ныне украинцам моделях национального бытия не предусмотрены.

То, что у скороспелых украинских националистов не всё в порядке с культурными кодами, выяснилось в первые же дни существования независимой Украины. Что в начале ХХ века, что в конце.

Сразу после Февральской революции политическую инициативу в Киеве захватили социалисты-федералисты. Социалистами тогда были почти все, а вот федералистами – немногие. 4 марта 1917 года собрался Всеукраинский съезд, на котором была образована Центральная рада. От имени съезда в Петроград направлена приветственная телеграмма Временному правительству на имя князя Львова и министра юстиции Керенского с выражением благодарности за заботу о национальных интересах украинцев и выражением надежды на то, что «недалеко уже время полного осуществления наших давнишних стремлений к свободной федерации свободных народов». Но тут на беду добреньких федералистов в Киев явился радикальный националист Грушевский и началась бешеная борьба за незалежность.

В Питер ещё и Ленин не приехал, а в Киеве уже шла плотная работа по освобождению от «москальской оккупации». Культурные матрицы подвергались ускоренному переформатированию. Начали, разумеется, с памятников. Других дел как-то не предвиделось. Впервые на просторах бывшей Российской империи местные революционеры придумали и 16 марта 1917 года в Киеве широко отметили День праздника революции. На Крещатике прошла массовая манифестация, самая массовая до майдана 2004 года. Хотя Киев был переполнен памятниками императорам, древнерусским князьям и княгиням, снесли памятник премьеру-реформатору Столыпину как символ, олицетворявший самодержавие и царизм.

Памятник, кстати, был весьма красивый. Нарождающаяся нация организовала «народный суд». Для сноса была построена импровизированная виселица. Перед толпой выступали «адвокаты» и «обвинители». Когда же «народный суд» был окончен и зачитан «приговор», то фигуру Столыпина при помощи лебёдок сначала подвесили над постаментом, подержали некоторое время для достижения должного эффекта, а потом, «под восторженные крики толпы», сбросили на землю.

Маразм крепчал вместе с укреплением позиций националистов. Через год, когда немцы организовали Украинскую Народную республику, полностью независимую от Петрограда, вдруг вспомнили про казнённых за 200 лет до того генерального судью Василя Кочубея и полковника Ивана Искру. К 200-летию Полтавской битвы и казни казацких старшин Российская держава решила почтить подвиг Искры и Кочубея. Была открыта подписка на сооружение им в Киеве памятника. Инициатором конкурса выступило Военно-историческое общество, а также русские патриотические организации Киева. Фигуры отлили из стреляных снарядных гильз. По указанию незалежных уже властей памятник Искре и Кочубею был демонтирован. Разумеется, тут же на постаменте установили гипсовый памятник гетману Ивану Мазепе. Предателю с российской точки зрения, но борцу за независимость с точки зрения украинских националистов. Моральный кодекс строителей национализма всегда отличался оригинальностью. Судьба гипсового Мазепы, впрочем, была печальна. По одной версии, он был «ликвидирован» последовательным борцом за «единую и неделимую Россию» А.И. Деникиным. По другой – польскими войсками, потому как поляки не любили всех украинцев скопом.

Потом настала очередь деятельного, но абсолютно далёкого от политики графа Бобринского, внебрачного сына Екатерины Великой. Граф был буревестником модернизации на Украине. Он по сути создал крупную национальную буржуазию на основе производства сахара из свёклы. В этом бизнесе были преимущественно одни этнические украинцы. Ещё граф покрыл Украину сетью железных дорог, сильно приблизив эту часть Российской империи к Европе. Но всё это с точки зрения националистов были подлые «москальские» проекты. Памятник Бобринскому, построенный на деньги сахарозаводчиков у Киевского вокзала, снесли.

Деятельность незалежников по сносу памятников в период после распада СССР – это отдельная тема. Но обращение всего к двум первым годам украинского государства – 1917 и 1918 – даёт основания для выявления генезиса нездоровой специфики сего государства: отрицание прогресса и лютая ненависть к уже существующей Украине, которую успели построить без радикальных националистов, скроить не по их лекалам. Отсюда и сегодняшняя идеологическая установка: кто старое не обругает, тому и глаз вон! Что произошло буквально с одним из погромщиков во время недавнего свержения памятника Ленину в Харькове.


Тэги: Украина США Евросоюз
Обсудить в группе Telegram

Игорь Николайчук

Игорь Александрович НИКОЛАЙЧУК, кандидат технич... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Моя Украина

    13.12.2023
  • И Крест Господень не пожалели

    19.07.2023
  • Совсем по Оруэллу

    12.07.2023
  • Совсем по Оруэллу

    11.07.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Кто хочет жертв?

    1011 голосов
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Не все люди – братья

    262 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • Корабль дураков

    169 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS