История религий: Учебное пособие для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 320 с.
Пока общественная дискуссия о степени целесообразности ОПК продолжает набирать обороты, не так давно вышел в свет учебник «История религий» для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Н. Сахарова. Авторы учебника, как ни странно, деятельно развеяли сомнения относительно того, что в секулярном обществе, которое к тому же является многонациональным и многоконфессиональным, можно позитивно решить вопрос об изучении конкретной религии. И – без всякого ущемления прав тех, кто либо вообще не верит, либо принадлежит к иной конфессии.
Главный принцип учебника – рассматривать историю всех мировых религий в позитивном ключе. На редкость мудрое решение. Авторы разделов не избегают острых углов, наличие которых в религиозной практике различных конфессий до сих пор вызывает нарекания у наших современников (костры инквизиции в католицизме и пр.), но общий настрой учебника – явно доброжелательный. К тому же для большинства авторов характерен глубокий и тонкий подход к предмету своего исследования – религиозной истории.
Как же им это удалось? Во-первых, за счёт серьёзного изучения темы. Во-вторых, авторы сумели освободиться от традиционного атеистического запала, который издавна превращал любое исследование в религиозной сфере в едкий пасквиль и наукообразное фразёрство. И в-третьих, складывается впечатление, что авторы, писавшие соответствующие разделы по религиям («Христианство», «Ислам», «Иудаизм», «Буддизм»), испытывали к ним недвусмысленные симпатии. Особенно это заметно в разделах «Христианство» и «Иудаизм».
Что касается православия, то этой основной конфессии Российской Федерации в учебнике уделено особое внимание. История православной церкви занимает почти две трети всего объёма учебника. Вполне закономерно. Ведь именно православие было государствообразующей религией в истории Отечества. Именно оно в течение целого тысячелетия давало духовный стимул поколениям русских людей, составляющим и поныне большинство населения России, жить по-новому, в свете Евангелия, и сообщало им главный смысл жизни на земле и в вечности – любить Бога и ближнего.
Стиль раздела «Православие» весьма живой, беспристрастный, но не бесстрастный. Автор отдаёт дань искреннего уважения заслугам православия в становлении новой духовности России, в формировании доброй народной нравственности, в идейной защите её рубежей от иноземных посягательств, в выработке высоких моральных норм в общественной жизни. В тексте приводятся прекрасные цитаты, даются убедительные примеры, подтверждающие добрые дела православия.
Кроме того, представлен основательный анализ положения Церкви в так называемый Синодальный период, когда Церковь, по существу, пытались превратить в бесправный департамент, «пристёгнутый» к государству и «подстроенный» под его нужды, – вплоть до революции 1917 года; обосновывается целесообразность свободы Церкви от государственной опеки.
Эпоха советских гонений выписана также весьма подробно, но, к сожалению, нигде не указано, сколько именно христиан (кроме архиереев и священнослужителей) подверглись геноциду и гибели от большевистско-советского террора (в то же время в разделе «Иудаизм» статистика погибших евреев, жертв фашизма, приводится весьма подробно и в полном соответствии с чувством религиозной боли еврейского народа и его жажды к освещению горьких исторических реалий). Между тем это крайне важная характеристика большевистского строя, при котором Церкви довелось бороться за свое существование. За неприведённой цифрой стоят многомиллионные жертвы антихристианских репрессий. И эти жертвы должны быть тоже предметом нашей национальной религиозной боли и скорби. Хочется верить, что при очередном переиздании авторский коллектив учебника учтёт этот исключительно важный момент.
Исходя из принципа корректности все догматические учения религий даны со следующими вступительными фразами-оговорками: «с точки зрения…», «как считает…», «по мнению…» – и так далее. Всё это тоже понятно. И ещё: в предисловии заложена мысль о том, что все нынешние мировые религии – сравнительно молодые и что у них впереди ещё есть большие перспективы. Что ж, похвально, что авторами признаётся наличие перспектив за религией как таковой. Однако рядом, в том же предисловии, мелькает – но уже без всяких корректных оговорок – утверждение-априори о том, что человечество с момента своего возникновения уже прожило сотни тысяч лет. Возраст человеческого рода – тема извечного спора между эволюционистами и последователями креационизма. Причём последние приводят в пользу библейской точки зрения на возраст Земли и её разумных обитателей достаточно весомые и вполне научные доводы. Поэтому здесь было бы также вполне уместно добавить элемент предположительности: «как полагают эволюционисты».
Учебник читаешь с неподдельным интересом. Редкий случай – данный сорт книг обычно вызывает у учеников скуку. Здесь же соединены неординарный подход к исключительно сложной религиозной теме, любовь к предмету, основательность, взвешенность, отсутствие категоричности и, за небольшим исключением, бездоказательной декларативности.
И… будучи написанным в живом ключе, учебник увлекает читателя к более серьёзному изучению религии. А это серьёзное подспорье в практическом решении проблемы – как именно в дальнейшем преподавать Основы православной культуры в школах и как удовлетворять интерес школьников в изучении содержания различных конфессий.
Протоиерей , писатель