Выставка известного уральского художника Александра Ремезова, посвященная христианской святой Екатерине Александрийской, открылась в Екатеринбурге в культурно-просветительском центре «Царский». Главное произведение экспозиции, над которым живописец работал в течение нескольких лет, - сюжетная картина «Святая Екатерина», показывающая один из драматических эпизодов жития святой: момент, предшествующий казни, и чудесному избавлению героини от мук сошедшим на землю ангелом.
Александр Ремезов - член Союза художников России, лауреат Премии главы Екатеринбургской митрополии в области культуры и искусства, выпускник Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра и Санкт-Петербургской Академии Художеств им. И.Е. Репина. В своем творчестве опирается на традиции академической и релистической школы, любит и умеет работать в историческом жанре, создавая многофигурные композиции, пишет пейзажи, натюрморты и психологические портреты.
- Я долгое время изучал библейские источники и исторические труды, рассказывающие о том времени, когда жила Екатерина Александрийская, потому что ее жизнь, судьба, стойкость всегда меня волновали и привлекали. Параллельно изучению пробовал писать небольшие этюды, изображающие отдельных римлян, предметы материальной культуры IV века, портреты самой святой. Одним словом, подходил к поиску средств для раскрытия темы. В конечном счете, весь этот подготовительный материал дал плоды и содержательный и живописный импульс для более крупного произведения с определенной точкой зрения изображения, композицией, цветовым решением, обобщающим мои размышления и наблюдения, - рассказал для «ЛГ» автор произведения. Художнику удалось воплотить образ святой Екатерины, выражающий идеалы христианской картины мира. Картина отличается глубоким знанием культуры Александрии IV века, а также силой эмоционального воздействия на зрителя. Долгое время у живописца не получался образ Екатерины, не было в нем завершенности, тогда ему пришел в голову нетривиальный выразительный прием, чтобы исправиться.
- Я искал такое выражение глаз, взгляда святой, которые не могли бы никого отставить равнодушными. Но мне почему-то казалось, что нужной глубины в них не получалось. Потом мне пришла такая идея - показать глаза закрытыми и тогда отыскалось необходимое зримое воплощение. Потому что фигура святой Екатерины, ее самоотречение, бесстрашие для меня недостижимы, - пояснил художник.
Картина «Святая Екатерина» изображает страшные минуты женщины перед казнью, не желавшей отказаться от христианства для поклонения языческим божествам. Палач уже крутит деревянное колесо с железными остриями, собрались зрители, чтобы посмотреть на пытку, вельможи приготовляются к развлечению... Однако сама Екатерина, как Жанна д’Арк, закрыв глаза, непоколебима, боязни смерти в ней ни капельки нет. Согласно житию, в первый раз она будет спасена высшими силами, так как колесо разрушит сошедший с небес ангел. Именно этот эпизод и выбран екатеринбургским живописцем для картины. В другой раз, отказавшись принести жертву языческим богам, спасения не будет: по приказу императора Максимина женщина примет мученическую смерть, ее обезглавят. Так ли уж архаичен сюжет картины? Нет ли в нем ассоциаций с сегодняшним днем и событиями, которые происходят в мире? Надо ли в нем видеть только религиозный подтекст?