Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2021 г.
Искусство

Бессмерный образ святой Екатерины

02 марта 2021

Выставка известного уральского художника Александра Ремезова, посвященная христианской святой Екатерине Александрийской, открылась в Екатеринбурге в культурно-просветительском центре «Царский». Главное произведение экспозиции, над которым живописец работал в течение нескольких лет, - сюжетная картина «Святая Екатерина», показывающая один из драматических эпизодов жития святой: момент, предшествующий казни, и чудесному избавлению героини от мук сошедшим на землю ангелом. 

Александр Ремезов - член Союза художников России, лауреат Премии главы Екатеринбургской митрополии в области культуры и искусства, выпускник Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра и Санкт-Петербургской Академии Художеств им. И.Е. Репина. В своем творчестве опирается на традиции академической и релистической школы, любит и умеет работать в историческом жанре, создавая многофигурные композиции, пишет пейзажи, натюрморты и психологические портреты. 

- Я долгое время изучал библейские источники и исторические труды, рассказывающие о том времени, когда жила Екатерина Александрийская, потому что ее жизнь, судьба, стойкость всегда меня волновали и привлекали. Параллельно изучению пробовал писать небольшие этюды, изображающие отдельных римлян, предметы материальной культуры IV века, портреты самой святой. Одним словом, подходил к поиску средств для раскрытия темы. В конечном счете, весь этот подготовительный материал дал плоды и содержательный и живописный импульс для более крупного произведения с определенной точкой зрения изображения, композицией, цветовым решением, обобщающим мои размышления и наблюдения, - рассказал для «ЛГ» автор произведения. Художнику удалось воплотить образ святой Екатерины, выражающий идеалы христианской картины мира. Картина отличается глубоким знанием культуры Александрии IV века, а также силой эмоционального воздействия на зрителя. Долгое время у живописца не получался образ Екатерины, не было в нем завершенности, тогда ему пришел в голову нетривиальный выразительный прием, чтобы исправиться. 

- Я искал такое выражение глаз, взгляда святой, которые не могли бы никого отставить равнодушными. Но мне почему-то казалось, что нужной глубины в них не получалось. Потом мне пришла такая идея - показать глаза закрытыми и тогда отыскалось необходимое зримое воплощение. Потому что фигура святой Екатерины, ее самоотречение, бесстрашие для меня недостижимы, - пояснил художник. 

Картина «Святая Екатерина» изображает страшные минуты женщины перед казнью, не желавшей отказаться от христианства для поклонения языческим божествам. Палач уже крутит деревянное колесо с железными остриями, собрались зрители, чтобы посмотреть на пытку, вельможи приготовляются к развлечению... Однако сама Екатерина, как Жанна д’Арк, закрыв глаза, непоколебима, боязни смерти в ней ни капельки нет. Согласно житию, в первый раз она будет спасена высшими силами, так как колесо разрушит сошедший с небес ангел. Именно этот эпизод и выбран екатеринбургским живописцем для картины. В другой раз, отказавшись принести жертву языческим богам, спасения не будет: по приказу императора Максимина женщина примет мученическую смерть, ее обезглавят. Так ли уж архаичен сюжет картины? Нет ли в нем ассоциаций с сегодняшним днем и событиями, которые происходят в мире? Надо ли в нем видеть только религиозный подтекст?

20210215_211453-450.jpg

Екатерина Александрийская является небесной покровительницей Екатеринбурга, города, который имеет в своей истории самые разные страницы - расстрел императора Николая II с семьей, годы большевизма, выход на авансцену Бориса Ельцина и его окружения...  В 1914 году, накануне Первой мировой войны, Зигмунд Фрейд написал статью о скульптуре Микеланджело «Моисей», в которой, опираясь на детальный анализ памятника, доказал, что творение мастера противоречит библейскому образу старца. Как мы помним, в Священном Писании Моисей бросил и разбил скрижали, обратил гнев к народу, сделавшему золотого тельца... У Микеланджело фигура Моисея, напротив, демонстрирует поведение человека, подавившего в себе гнев, смягчившего свои яростные эмоции. Не потому ли работа скульптора, показавшая сложный сплав чувств, сумела стать мировым шедевром? Справедливо подумать и о том, а какие чувства должны одолевать человека, которого через несколько минут казнят за веру? Ненависть? Сильное желание убежать? Отсутствие сил к сопротивлению? В христианской традиции закрытые глаза у святых на иконах означают, что они находятся в преображенном состоянии духа и полностью умерли для мира. После смерти они получат воскресение из плоти, как и в картине Александра Ремезова образ Екатерины Александрийской, находящейся в полном отрешении от мирской суеты. А. Ремезов в разговоре с «ЛГ» отметил, что перед ним была задача обратить внимание молодых людей на великомученицу, подтолкнуть их к размышлению о собственном месте в этом мире, прочувствовать историю такой же девушки, как они сами, заставить ей сопереживать. Именно по этой причине стоит идти на выставку, самостоятельно вступить в диалог с картиной, понять ее большой нравственный и культурный смысл.   

Обсудить в группе Telegram

Антон Айнутдинов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS