Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2017 г.
  4. № 24 (6602) (21.06.2017)
Телеведение

Бессмертный полк поэтов

21 июня 2017

Новая работа мэтра документального кино посвящается его учителю


Известный документалист Вахтанг Микеладзе (на фото) работает над сериалом о поэтах, погибших на фронтах Великой Отечественной.


– Многие уходили на войну уже сложившимися поэтами, рассказал режиссёр «ЛГ», но многих талант озарял в окопах, и они оставляли перед гибелью, на клочках бумаги, в письмах, опалённые любовью к Родине откровения. Работаю вместе с моей ученицей Надеждой Шишовой, молодым, талантливым режиссёром, прекрасно владеющей компьютерным монтажом.

С большим волнением мы перечитываем их стихи и верим, зритель услышит бьющиеся сердца поэтов, такова сверхзадача фильма. Пролитой кровью, выстраданными стихами ими создана поэтическая фронтовая летопись. На пределе человеческих сил из горла рвались самые искренние слова, когда погибал не только солдат, но и поэт. И чем страшнее была война, тем ярче в стихах их жила любовь.

В русском языке удивительно точно определена природа поэзии – «стихотворение», то есть творение стихии. Бушуют над землёй ветры, бурные и свирепые… Рвут небо в клочья гигантские иглы молний... Ураганы, землетрясения, извергающиеся вулканы… Но нет страшнее стихии, чем война. И Бог напутствовал человечество своими посланцами-поэтами, которые дарят миру сокровенный смысл – духовную стихию. Опровергая стихию войны, поэты напоминают о главном – о любви к Человеку. Убеждён, именно поэзия породила великую национальную идею, воплотившуюся в «Бессмертный полк». Выстраданная в годы лихолетья судьба страны золотой стихотворной строкой вписалась поэтами в память народного подвига... Поэт Николай Майоров погиб на Смоленщине в 1942 году… Его стихи – поэтическая исповедь… Разве не «Бессмертный полк» грезился поэту в пылающем 42-м году?

Мы все уставы занем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше,
в могилах мы построились в отряд,
И ждём приказа нового. И пусть
Не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Предчувствие не обмануло поэта. Такие стихи мог написать только тот, кто был уверен, что будет, непременно будет «Бессмертный полк».

Откуда-то издали, приближаясь, доносится песня. Выстрел… И в белоснежный ствол берёзы вонзается пуля, струйка крови стекает по стволу, песня со стоном обрывается… И броским эпиграфом ложится на экран некрасовская строка: «Этот стон у нас песней зовётся».

В рядах «Бессмертного полка» портрет Павла Когана, студента ИФЛИ. Доносится мелодия песни «Бригантина»... Жестокий бой на подступах к Новороссийску. Здесь, на Малой земле, поэт Павел Коган ценой собственной жизни отстоял для соотечественников право гордиться Родиной:

И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я – патриот, я воздух русский,
Я землю Русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Что б так пахнуло на рассвете,
Что дымный ветер на песках…
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох, как пёс от ностальгии,
В любом кокосовом раю.

Поэт Павел Коган погиб в бою под Новороссийском в 1942 году.

Подмяв под себя всю континентальную Западную Европу с её экономической мощью, с вооружёнными до зубов дивизиями, корпусами, добровольческими батальонами, Адольф Гитлер напутствовал всю эту силу яростными речами: «Там, на востоке, они размножаются, как насекомые!»

Документальные кадры трибуна-­оратора Вахтанг монтирует с жужжащим роем мух, затмивших безумный взгляд «полководца»… И невозможно пережить кадры казнённой под Москвой Зои Космодемьянской… На виселице безжизненное тело девушки с вырезанной грудью…

Не верю собственным глазам,
Чтоб то, что я увидел сам,
Свершили люди, а не звери!
Пилотки сняв, потрясены,
Безмолвно мы вокруг стояли.
Стояли мы, застыв на месте,
И как взлетали к небесам
Слова о беспощадной мести,
Товарищи, я слышал сам!

Приближается Кремль с рубиновыми звёздами, с золотыми куполами Ивана Великого… И звучит из Кремля голос с грузинским акцентом:

«Найти эту гитлеровскую часть и никого не брать в плен!»

– Мы знаем, – комментирует Вахтанг, – приказы Верховного выполнялись беспрекословно.

Когда я вижу, как убитый сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды, я помню про его семью.
Мне представляется невольно его обманчивый уют.
…Он мёртв уже. Ему не больно, а их ещё… письмом убьют!

Где-то вдали мелькает фигура почтальона. И в праздничном белом наряде навстречу ему бежит девушка. И платье её преображается в траурное… В почтовый ящик вползает змея… Таков образный стиль картины, так как стихи требуют от экрана определённой изобразительной магии.

Портрет поэта Иосифа Уткина в рядах «Бессмертного полка».

Иосиф Уткин погиб в 1944 году. Но ни в одной из тысяч братских могил он не захоронен… Самолёт, на борту которого находился фронтовой спецкор, пересекал линию фронта и был разорван снарядом…

Бьют над Кремлём куранты. Голос Левитана сообщает об успешном форсировании Днепра Красной Армией. За проявленный на Днепровском плацдарме подвиг офицеру и поэту Борису Котову присвоено звание Героя Советского Союза. Но мог ли представить поэт, что 70 лет спустя на его Родине, освобождённой им Украине, десятки улиц в городах будут названы именами предателей, гитлеровских холуев. Мог ли он знать, что в Донбассе станут гибнуть мирные жители. И как провидчески звучит сегодня стихотворение Бориса Котова, обращённое к неизвестному нам парнишке с Донбасса.

Плач старухи и крик девчурки на развалинах изб стоит,
Я завидую нынче Шурке, что в Донбассе ведёт бои.

Дагестан. Переливы пастушеской дудочки. С мальчишеских лет Хусен Андрухаев был очарован зависающей под голубым куполом неба гордой птицей – беркутом. Возможно, благодаря ей он и стал поэтом. И когда к нему попали стихи Маяковского, сказал учителю в школе: «Маяковский – это беркут поэзии». В своём последнем бою, со связкой гранат в руке, он в окружении гитлеровцев. На экране, перед взором поэта – оскалившаяся волчья пасть и крики: «Хенде хох!» И вдруг откуда-то из-поднебесья пикирует орёл… И последнее, что видит поэт, – смертельную схватку беркута с волком…

Руки сжимают связку гранат, палец ложится на чеку…
Маяковский! Руку! Говорю без лести!
Вот на дружбу тебе адыгейца рука!
И сейчас со стихом твоим вместе в бой выходит моя строка!

Взрыв… И крылатый абрек-беркут взлетает в небесную синеву. 20-летний поэт Хусен Андрухаев погиб в 1941 году, подорвав взвод гитлеровцев и себя связкой гранат. Посмертно мужественному сыну Дагестана присвоено звание Героя Советского Союза.

14-2-24.jpg
В Литинституте чтят память поэтов-фронтовиков.
В аудитории имени Е. Долматовского
(фото: Фёдор Евгеньев)

Объём статьи не позволяет рассказать и о многих других героически погибших поэтах, но после ярких стихов о Родине, вошедших в фильм, ещё раз хочется осмыслить уникальную гражданскую позицию человека и художника, подранка с детских лет, который так талантливо, убедительно отстаивает и в этом фильме честь своей страны. Ведь неслучайно он вспоминает Павла Ершова, студента Литинститута, ушедшего добровольцем защищать Москву…

Гуляла вьюга-именинница по всем задворкам и дворам,
С утра полночная гостиница сдавалась тусклым вечерам,
Стояла очередь у нужника, хрипели краны без воды,
Крысиный хвост из-за отдушника свисал с сознаньем правоты
И всё ж я ни на что не сетую, благословляю в сотый раз,
Окно, закрытое газетою, кровати ржавый тарантас…
А на кровати платье синее всю ледяную ночь цвело,
Той васильковою Россиею, в которой нам всегда светло.

Нет, не крысиный хвост, свисающий из-за отдушника, и не хрипящие краны, и не сотни других нелепостей, из-за которых так ловко была разрушена могучая страна, попадают в объектив сотен картин режиссёра Микеладзе.

С командой единомышленников, со своим бессменным сценаристом и другом Юрием Краузе он пробивается сквозь толщу Времени, от Первой мировой к Второй мировой, и дальше, создав историческое кинопособие для молодёжи… 12-серийный цикл «Забытая война», цикл картин о Великой Отечественной: «Оборона Севастополя», «Тайфун под Москвой», «Забытые герои Бреста» (совместно с С. Мамиловым), «Умереть в Сталинграде», «Эшелоны идут на Восток» (совместно с А. Дутовым), «Забытый город-герой» (о Воронеже), «Испания. Война накануне войны» – 2 серии (совместно с Н. Шишовой), а перед этим – за 53 года работы в кино сотни и сотни документальных лент… Рейтинги при показе фильмов на ТВ из циклов «Детективные истории», «Шпионы и предатели», «Приговорённые пожизненно» зашкаливают. Сейчас, подойдя к 80-летнему рубежу и работая над созданием сериала о погибших поэтах, В. Микеладзе посвящает его своему учителю Роману Лазаревичу Кармену.

Борис Сааков

Тэги: Документальное кино
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дважды рождённый

    04.04.2024
  • Из Армении с любовью

    07.03.2024
  • Наследие Алексея Саморядова

    25.01.2024
  • В чём сила, кот?

    30.11.2023
  • Британские дервиши в небе Заполярья

    14.03.2018
  • Равная величайшим

    92 голосов
  • Идея Мединского

    71 голосов
  • Британские дервиши в небе Заполярья

    16 голосов
  • В чём сила, кот?

  • Наследие Алексея Саморядова

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS