Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Бессмертный Соловей-разбойник

01 января 2007

ПОЛИТГРАМОТА

Россия извечно поднимается, создавая, открывая новые пути и дороги, и падает, теряя их или отдавая контроль в чужие руки.
  
Думая о конфликтах, регулярно возникающих из-за транзита газа в Европу, о борьбе властных кланов за валютно-газовый путь, сталкивающих россиян и украинцев, удивляешься чудной глубине нашего языка. В русских пословицах, поговорках, сказках можно найти ответы на самые «неразрешимые» сегодняшние вопросы.

Вот пример. При великом киевском князе Владимире Красное Солнышко жил славный витязь из крестьян Илья, пришедший в столицу Руси из Мурома. В числе прочих подвигов его такой – он освободил для людей лесную дорогу от Соловья-разбойника. Выражаясь в современных терминах – от рэкетира на большой дороге. И забурлила после этого жизнь.

Россия родилась на дорогах. Почему Москва в дремучих лесах, на бугре среди болот Неглинки в месте впадения её в мелководную Москву-реку, сумела подняться и стать столицей страны, простёршейся от Балтики до Тихого океана? Вспомним, как шёл рост Москвы. Она сумела присоединить Суздальско-Нижегородское (1392 г.), Владимирское (1428 г.), Ярославское (1463 г.) княжества, Новгородскую республику (1471–1478 гг.). Потом Ростовское (1474 г.), Тверское (1485 г.), Смоленское (1514 г.), Рязанское княжества (1517 г.).

А потому стала контролировать всё, что движется с Балтики к Каспию и обратно по Клязьме, Оке, Волге. По Днепру – к Чёрному морю и обратно!

Россия извечно поднимается, создавая, открывая новые пути и дороги, и падает, теряя их или отдавая контроль в чужие руки.

Русская поговорка при внешней простоте отражает важнейший закон геополитики: «Телушка полушка – да рубль перевоз». Сказки сызмальства закладывали в сознание: беды и нищету несут разбойники на дороге, обирающие людей и страну. И веру в приход Муромца – освободителя от паразитов. Сегодня их чаще называют посредниками.

Так что не просто так Иван Грозный женится на кавказской Темрюковне, рвётся на Балтику, берёт Казань на Волге, вскоре и Астрахань с выходом в Каспийское море. Он пытается получить доступ к Великому шёлковому пути, тысячелетиями связывающему цивилизации Востока и Запада, Средиземноморья и Китая, Индии.

И не просто так бьётся он за торговую ветку из Балтийского региона – это заповедный путь, на который нацелены датчане, шведы, Ливонский орден, выброшенный из Палестины, Ганзейская кампания… И добивается своего, но продержаться на столь желанном для всех месте удалось недолго. Развал, ограбление страны, даже временная оккупация в период «смуты» – это способы отогнать Русское государство от этих путей.

С чего начинается следующий подъём страны? Пётр Первый берёт Азов, Дербент, прорывается к Балтике, строит флот. Победа под Полтавой в 1709 году была предтечей Прутского похода 1711 года, имевшим целью не только помочь освобождению братьев-славян от оттоманского ига, но и освободить путь через Балканы к Средиземному морю…

И такая борьба пронизывает всю российскую историю.

Увы, после развала СССР россияне вынуждены платить властным кланам в бывших прибалтийских советских республиках за порты и дороги к ним, построенные собственными руками или обретённые морем крови в борьбе с агрессорами.

Но не зря философ Иван Ильин предупреждал в 1948 году: «Этот простор не может жить одними верховьями рек, не владея их выводящими в море низовьями. Вот почему всякий, всякий народ на месте русского вынужден был бы повести борьбу за устье Волги, Дона, Днепра, Днестра, Западной Двины, Наровы, Волхова, Невы, Свири, Кеми, Онеги, Северной Двины и Печоры. Хозяйственный массив всегда задыхается без моря. Заприте французам устье Сены, Луары или Роны… Перегородите германцам устье Эльбы, Одера, лишите австрийцев Дуная – и увидите, к чему это поведёт. А разве их «массив суши» может сравниться с русским массивом?..

Нациям, которые захотят впредь загородить России выход к морям, надлежит помнить… Неумно и недальновидно вызывать грядущую Россию на новую борьбу за «двери её собственного дома», ибо борьба эта начнётся неизбежно и будет сурово-беспощадна».

Сенатор Сэм Браунбек в сенате США ещё 4 июня 1998 года высказал идеи, дающие разгадку нынешним трагическим событиям в Закавказье: «Грузия занимает узловое место в успешном развитии нового Шёлкового пути – от Центральной Европы до Китая. Этот смелый проект покроет пространство от Центральной Европы до Китая сетью трубопроводов, магистралей, железных дорог, аэропортов и коммуникационных сетей. В будущем этот коридор полностью изменит экономику и политику Евразии в том виде, прогнозировать который мы не можем. Но, бесспорно, эти изменения во многом совпадут со стратегическими интересами США в Евразии. Государства Кавказа – Грузия, Азербайджан, Армения – находятся в центральной части этого нового Шёлкового пути…»

Не стоит сомневаться, что США будут сурово-беспощадны в борьбе за этот путь. Война в Южной Осетии – наглядное тому подтверждение.

Так что вовсе не перевелись в наше время Соловьи-разбойники, значит, очень понадобятся и Ильи-муромцы.

Евгений АНДРЮЩЕНКО, доктор социологических наук

Обсудить в группе Telegram

Евгений Андрющенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS