Евгения Манфановская.
Облака.
– М.: Полиграф Сервис,
2018. – 240 с.
В начале следует сказать несколько слов об авторе. Евгения Манфановская – член СП России, автор пяти книг поэзии и публикаций в центральных газетах, журналах и альманахах. Лауреат российских и зарубежных конкурсов, по итогам которых награждена орденами и медалями.
То есть перед нами зрелый поэт, со сложившимся оригинальным мироощущением и самое главное – со своим голосом. Какой он? Искренний, просторный, одновременно и взволнованный, и мудро-спокойный.
Какие белые снега!
Покойно как природе спится...
И зимний пух легко ложится
на затемнённые стога.
И наступает немота,
оцепенение покоя
до будних дел и царства зноя,
та нагота, что так чиста.
И разговор ведёшь с собою
неспешно, словно пред судьбою.
И чистишь, как мороз,
холсты,
вдали от чёрной суеты,
ты душу...
Стихотворения Евгении Манфановской отличаются музыкальностью, своеобразием ритмических ходов и графических рисунков строф. Достигается это особой системой пауз и ускорений (и смысловых, и ритмических), а также работой с переносом ударений, причём совершённых не по случайной прихоти, а в силу художественной необходимости.
Кружит и кружит,
снег крупен, мелок.
Хвостами белок –
из труб дымы.
А белки – в дýплах.
И спят шумы.
И белизна – сонно-сонно.
И в шумном городе –
тишина.
Особо надо отметить этическое напряжение каждого стихотворения «Облаков». Здесь не мимолётные настроения автора, которые через пять минут могут и перемениться, а некие духовные состояния, которым предшествовали большая внутренняя работа и глубокие размышления. И пусть свойственная автору ритмическая бойкость и лёгкость пера не вводят читателей в заблуждение. По сути, это стихи-медитации о смысле существования, о любви, о жизни и смерти. И взгляд Манфановской всегда жаден до познания, не замутнён затёртыми истинами, от которых уже давно ни тепло ни холодно. Отсюда и свежие образы, и самобытные метафоры.
Не только день на день –
миг не похож на миг.
Бросает в дрожь меня
неуловимость их.
От суеты сует
к природе я стремлюсь,
но если я одна, –
она вселяет грусть.
Бессмертья не хочу –
устроен мудро свет:
успеет надоесть
нам суета сует.
Если автор признаётся, что не хочет бессмертия, то это не значит, что он эмоционально устал от жизни или абсолютно разочаровался в ней. Наоборот, он готов снова и снова восхищаться красотой окружающего мира, находя в этом и смысл, и опору существования, и удивляться гармонии мироустройства, и любоваться самыми простыми вещами. В этом, пожалуй, и заключается главная и трудная мудрость.
Сначала – утро!
Всё – впервые.
Впервые голос
пробует птенец.
Впервые,
ибо всё неповторимо, –
окраска облаков
и их расположенье.
И – щебет, гомон, суета!
Живое всё спешит и хочет
творить и утвердиться
В этом утре!..
Сдержанная философичность при достаточно высокой амплитуде переживания – ещё одна особенность поэтики Евгении Манфановской. Каждое стихотворение этой книги обладает, помимо смыслового и эмоционального, ещё и этическим напряжением. И здесь есть место и любви к близким людям, и к природе, и к Родине – не патетичной и выспренной, а неброской, но неистребимой, как полевые цветы.
А цветы-то полевые,
словно люди рядовые.
Сколько их – не перечтёшь,
только глаз не отведёшь,
и светлеешь, и поёшь,
и идёшь меж них, идёшь...
Без претензии живут,
в травах, колеях растут,
исцеляют, кормят, ждут.
Терпеливо ждут дождя,
ласки солнца, света дня.
Терпеливо умирают,
а по вёснам оживают.
Буйно, радостно цветут.
И дурманят, и зовут
пот пролить и росы пить,
также смело, честно жить:
без разбора, где придётся –
на пригорке ль, у колодца.
Родина. На ней стоять.
Там, где рос. И защищать.
Кира Твердеева