Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июня 2016 г.
  4. № 21 (6554) (01.06.2016)

Бесценные источники

01 июня 2016

В древнейших армянских легендах, летописях, фольклорных и этнографических материалах, исторических и литературных первоисточниках разбросаны скудные сведения об армяно-русских древнейших связях. Русский (восточно-славянский) мир был знаком армянам ещё до периода становления и развития древнерусского государства Киевской Руси. Существует сходство древнеславянской легенды об основании Киева, приведённой летописцем Нестором в замечательном историческом памятнике «Повесть временных лет», с армянской легендой об основании города Куара, сохранившейся в древнеармянском историческом памятнике «История Тарона» Зеноба Глака. Рассказы древнерусского летописца о братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди вместе с аналогичным, но более обширным рассказом из «Истории Тарона» о братьях Куаре, Мелтее (Мелдесе) и Хореане, используемые исследователями для определения возраста Киева, являются бесценными источниками по изучению духовной культуры древних армян и славян. В «Повести» летописца есть и конкретные упоминания об армянах и Армении, в частности о «Великом Айке и Малом Айке».

Первые же в армянской книжности упоминания о русских содержатся в историческом памятнике VII–X вв. «История страны Агванк (Алуанк, Аран, Албания)» Мовсеса (Моисей) Каганкатваци. Соавтор X в. Мовсес Дасхуранци повествует в «Истории» о походах киевских князей в столицу Агванка Партаву в середине X в.; свидетельствует, что неожиданно с севера нагрянули «рузики» или «рузы» (русы, русские) – грозный и храбрый чуждый народ, – которые вихрем перешли Каспийское море и дошли до столицы (943–944 гг.), «ибо были они непобедимы» (22-я глава III книги).

О Крещении Руси, русских, об их связях с армянами повествует армянский историограф X – начала XI в. Степанос Таронеци (Таронский) (Асохик) в своей «Всеобщей истории».

В древнеармянских литературных источниках впервые слово «руз» (русский) упоминает известный армянский деятель XII века Киликийский католикос, поэт Нерсес Шнорали в своих загадках-четверостишьях. О русских в своей знаменитой «Жалобе» говорит и ещё один знаменитый представитель средневековой армянской поэзии – Фрик (XIII–XIV вв.). В другой, более поздней поэме неизвестного автора, относящейся к XV в., впервые в армянских летописях упоминается Москва.

Об армяно-русских древнейших связях свидетельствуют не только исторические и литературные памятники, но и археологические находки. Например, в районе Ладоги, Новгорода, Киева были обнаружены монеты, золотые украшения, изготовленные в VIII–X вв. в столице Древней Армении Двине.

Первые сведения об армянах, обосновавшихся в Древней Руси, относятся ко второй половине IX в., когда устанавливаются сначала торговые, а затем и культурные связи между Древней Русью и Византией, в период правления там императоров из Македонской, или Армянской династии (867–1056 гг.).

Самая ранняя армянская община на Руси была сформирована в Киеве. Уже с XI в. здешние армяне – ремесленники, купцы, врачи, воины – принимали активное участие в экономической и культурной жизни города, а также в защите его от внешних врагов. Известны факты участия армянских войск Византийской империи в битвах с половцами в середине XI в. Армяне впоследствии участвовали в Куликовском сражении 1380 г. и в известной битве при Грюнвальде в 1410 г.

В свою очередь, ещё в IX в. выходцы из Древней Руси в качестве наёмных воинов служили у византийских императоров, в ряде случаев воинские части Руси в составе византийской армии принимали деятельное участие в войнах армянского и грузинского народов против сельджукских завоевателей. Более того, принимали там христианство. Известно, что великая княгиня Ольга приняла христианство в 955 г. во время поездки в Царьград (так именовали на Руси Константинополь), а её внук, князь Владимир Святославович (960–1015 гг.), креститель Руси, был женат на византийской принцессе Анне (ок. 962–1011 гг.) – сестре византийского императора армянского происхождения Василия II (976–1025 гг.).

Начиная со второй половины XI в., когда сельджукско-татарские, монгольские и прочие завоеватели предали Армению огню и мечу, армяне вынужденно бежали со своей исторической родины в разные концы света. Многие армяне, которые были наслышаны, что «земля на Руси обильна, нравы не чуждые, а жители гостеприимны, добронравны, чужелюбцы», нашли приют на русской земле. Обосновываясь там, армяне создавали компактные армянские поселения, которые очень скоро превращались в культурно-общественные очаги. Уже в конце XI – начале XII в. в Крыму (в армянских источниках Крым часто упоминается как «Приморская Армения»), а затем и в Киеве окрепли многолюдные армянские колонии. В первой половине XIII в. усилиями армянской общины Киева на армянский язык был переведён известный памятник древнерусской литературы – «Житие Бориса и Глеба». Из Киева армяне скоро расселились и по другим городам Руси: обосновались в Великом Новгороде, Смоленске, во Владимир-Суздальском княжестве, в Астрахани, Московском государстве и др. Интересно, что в одном из летописных повествований о московском пожаре 1390 г. встречается первое письменное упоминание об армянах: «Загорелся посад за городом от Авраама, некоего ерменина». А уже при царе Иване IV по его же указу армяне поселялись в Москве на постоянное жительство. В XVI–XVII вв. в Москве был зафиксирован «двор армянских купцов».

Развитию армяно-русских экономических отношений способствовало открытие волжского речного пути, когда царю Ивану Грозному в 1552–1556 гг. удалось взять города Казань и Астрахань (в составе русских войск отличились и многие армяне). После этих событий специальное посольство армянских купцов Закавказья отправляется в Москву, ведёт переговоры и получает право свободной торговли с Россией через Астрахань. Вместе с купцами в Россию перебралась часть армянского населения Кавказа. В Астрахани возникла большая армянская колония, которая сыграла значительную роль в развитии торговли на юге России.

Материалы из книги
«Русский мир в армянских источниках»
(в печати)

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS