Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2021 г.
Литература Библиосфера

Бесцеремонность и безмятежность

Ушла из жизни Аида Хмелёва

02 марта 2021

Она любила голубоглазых кошек. Она любила сероглазых лаек. Всю жизнь носила деревенские косынки и юбки. Предпочитала золото серебру. С виду – нищенка и герцогиня. По паспорту – Аида. По псевдониму — Любовь.

Её портреты рисовали Вейсберг, Зверев, Харитонов, Пурыгин. У неё узкие локти прижаты к узкому туловищу, как у строгой деревянной святой в средневековом соборе. Глаза сверкают, как осколки синего стекла. Лицо острое. Профиль Данте. На щеке ямка. На губах усмешка. Чёрные патлы и чёлка.

Известно, что она родилась в деревне Кукуево. Что в этой деревне с анекдотическим именем в семьях голубоглазых курносых псковичей нет-нет да и выкатится на свет Божий девчонка, чёрная, как уголёк в чугунном утюге.

Также известно, что она была близким другом и соратницей диссидентов, таких как Ю. Галансков. Что бушевала на «процессе четырёх», что яростно защищала друзей, что не боялась ни врагов, ни властей.

И ещё... что её разговоры не походили на будничные, жесты были сдержанны, речи насмешливы, язык как бритва, нрав скандальный.

* * *

Вокруг неё цвёл земной уют. Она превращала в парадную залу любое пространство.

Она была не способна на тоску и досаду, могла только гневаться и радоваться. Ещё она была наделена способностью восхищаться – стихами, цветами, лесами и древними камнями – всем, что смогло обогатить её мир.

Благосклонная судьба всегда окружала её толпой значительных людей.

Сквозь её московскую квартиру тянется шествие: здесь можно встретить богемного художника и опального литератора-отказника, «левого» поэта, дворника, иностранного дипломата... В её салоне читал стихи Сапгир.

Всем известно, что в своём полуподвале на Трубной в конце 70-х она организовывала подпольные выставки опальных художников, Что она вызывала раздражение у властей предержащих, что для неё схватка с ними была захватывающей опасной игрой...

* * *

Аида – Любовь Молоденкова – была Поэтом. Казалось, свой дар она скрывает. Причина – достоинство-недостаток – крестьянская стыдливость вкупе с «львиным» самолюбием.

Она – осколок Серебряного века. Подлинная наследница акмеистов. Её стихи – исповедальная лирика, где пламенная влюблённость в реальность расцвечивает её самые серые стороны.

В её поэзии преобладают не музыкальные, а пластические представления. Её трехмерный мир полон земной красоты, телесных радостей, ему даны первозданность, знание смерти, бессмертия, Христа:

Три бабы на красном крылечке
Поют, и далече-далече
живая молитва слышна.
Поют голоса в поднебесье:
«Воскресе, Христосе, воскресе...»
С той ночи мне смерть не страшна.

Для неё величавость и спокойствие искусства противостояли всяческой суете. Эта поэзия не отстранённое созерцание мира, но школа, где учатся видеть красоту во всём.

Тэги: Эпитафия Кира Сапгир
Обсудить в группе Telegram

Кира Сапгир

Родилась в Москве в 1943 году. Прозаи... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В воздухе дрожь

    18.05.2022
  • Сумевший понять

    27.04.2022
  • Просветитель из Тбилиси

    23.02.2022
  • Ушёл из жизни Виктор Петелин

    16.02.2022
  • Не стало поэта Анатолия Горюшкина

    16.02.2022
  • И я тоже уйду

    98 голосов
  • Её голос слышали

    92 голосов
  • Человек, который не опаздывал

    81 голосов
  • Век историка Павленко

    65 голосов
  • Умер Сергей Сатин

    63 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS