Приключения «тунеядца»
Недоумеваю,
Писатель? Твои проблемы Публикация «Копи, пока молодой» («ЛГ», № 25–26) практически обо мне. Мне, несмотря на предоставленные справки, при расчёте будущей пенсии насчитали меньше 25 лет стажа. Не был учтён стаж моей творческой работы, хотя я с 1978 года по настоящее время являюсь членом Союза писателей СССР – РФ. За этот период мною выпущено несколько десятков книг, моя творческая работа была отмечена государственными наградами и премиями. В общем, был государству нужен. Пока пенсию не надо было платить… Егор ВАСИЛЬЕВ, Иркутская область |
Удивительную историю, которой позавидует любой фантаст, рассказал мне писатель, автор бестселлеров для детей «Как Санька стал большим», «Нескучная компания», «Я расту хорошим» писатель Сергей Георгиев.
– Сергей Георгиевич, в литературных кругах о вас ходят легенды как о самом удачливом пенсионере среди писателей…
– Мне позавидовали бы и великие иллюзионисты братья Кио. Судите сами. Всё последнее десятилетие, после увольнения, я был «неработающим». Точнее, таковым считался, так как, разумеется, работал за письменным столом каждый день – писал рассказы, очерки, сценарии… Каждый год у меня выходило по несколько книжек. Но «работодатели» упорно вписывали в соответствующую графу договора этот деликатный синоним слова «тунеядец».
После выступления перед читателями, скажем, в библиотеке, подписываю договор, а там это клеймо – «неработающий». Возражаю: я же только что у вас отработал! Да и вы меня пригласили не как прохожего, а как писателя, автора десятков книг для детей и их родителей. Когда же я писал эти книги? В нерабочее время?!
«Где лежит ваша трудовая книжка?» – спрашивают. – «Дома». – «Дома? Значит, вы, извините, неработающий». Вот так…
Но два года назад я вышел на пенсию, и теперь я «работающий пенсионер». Так пишут во всех документах и договорах, которые я заключаю с публикаторами и другими работодателями.
– Сказочное превращение.
– В своё время я преподавал логику в юридическом институте. Среда законников меня, так сказать, правильно сформировала и сориентировала. Я понял, что с нашим государством шутки плохи, что без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек. Под каждый чих нужен документик. Когда я ушёл «в свободное плавание» писателя, то, заключая договор, обязательно требовал у издателей вписывать в него строчку о том, что «работодатель берёт на себя обязанности платить налоги государству и делать отчисления в Пенсионный фонд РФ».
Когда мне стукнуло 60, я пришёл в ПФ оформлять пенсию…
– Извините, вы пришли в Пенсионный фонд простым российским «тунеядцем»? И как вас там встретили?
– Вы знаете, тепло. Чиновница посмотрела на ворох договоров, которые я с собой принёс, и улыбнулась: «Зачем? У нас всё есть в компьютере». Ушла. Её не было минут 40. Я уже заволновался, что останусь без пенсии. Наконец приходит счастливая. Улыбается с порога: «Я такого за всю свою жизнь не видела!» Показывает мне пачку бумаг, страниц сто. Это распечатка всех моих доходов за последние годы. Даже, помню, какая-то газетка в Благовещенске перепечатала мой рассказик и заплатила за него 100 рублей. Но и с этой суммы полтора рубля отчислила в ПФ.
В итоге писателю Сергею Георгиеву насчитали 40 лет стажа и максимально возможную в его ситуации пенсию – 15 000 рублей.
Хорошо то, что хорошо кончается. Георгиев в своё время сам о себе позаботился, требуя от работодателей сделать то, что они обязаны были сделать без напоминаний и по закону. «Работающий пенсионер» Сергей Георгиевич Георгиев сейчас «в шоколаде». Не каждому удаётся войти в ПФ «тунеядцем», а выйти уважаемым ветераном труда с приличной (относительно других) пенсией в кармане.
Петру Синявскому, например, насчитали рекордно минимальную пенсию в… 600 рублей. Напомню, кто не знает. Пётр Синявский – член Московской организации Союза писателей России, автор популярных детских книг «Скороболтушки», «Мёдопровод», «Таракан-американ», «Весёлая квампания»… Лауреат премий имени Корнея Чуковского (2009) и Сергея Михалкова (2010). Написал сотни песен для детей и взрослых. В 70–80-е годы вместе с композиторами Сосниным, Хромушиным, Кадомцевым, Парцхаладзе, Крыловым, Изотовым, Томиным создал несколько десятков песен-шедевров для Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством В. Попова. Автор слов к песням, прозвучавшим в спектаклях и многих художественных фильмах. Среди них – «Козлёнок в молоке», «Убойная сила», «Московская сага», «Тяжёлый песок»…
Как поэт-песенник написал тексты для композиторов Марка Минкова, Александра Журбина, Давида Тухманова… Но с точки зрения существующего закона о пенсиях для «самозанятого населения» поэт Синявский – «тунеядец».
Особенно страдают от этой юридической неразберихи писатели, живущие в провинции. Москвичам всё-таки легче – социальный стандарт минимальной пенсии для неработающих пенсионеров равен 14 500. Даже если у тебя пенсия, как у Петра Синявского, тебе доплатит мэрия. А как быть поэтам и писателям российской глубинки, посвятившим жизнь творчеству, в разной степени признанными читателями, но не вооружёнными, как Сергей Георгиев, знаниями юридических тонкостей? До последнего веривших государству, интересам которого верно служили, что оно их не оставит один на один со старостью и немощью?
Гонорар? А что это?
При подготовке публикации я пересмотрел массу документов и комментариев к ним, продираясь сквозь запутанный, как колючая проволока, казённый текст, раздражаясь на тех, кто так до неузнаваемости изуродовал самый красивый в мире русский язык. (Один опытный юрист намекнул мне, что юридические и толкующие законы тексты специально написаны так, чтобы легче было «пудрить мозги» неискушённому.) Так вот. Я нигде не встретил главного для «неработающего» писателя термина – «гонорар». В ПФ такого слова вообще не знают. А если и слышали, то в контексте с другим, на букву «г» – «геморрой».
– Для ПФ не существует такого понятия – гонорарная система, – рассказала мне одна очень уважаемая главный бухгалтер, каждый день по роду своей работы обслуживающая интересы пишущей братии. – Раз в квартал (три месяца) работодатель отправляет в ПФР персонифицированные отчёты о начисленных взносах. В них среди прочей рутины указаны сумма взносов и стаж конкретного сотрудника. С работающими в штате всё понятно. А как быть с так называемыми нештатниками? С авторами журнала, работающими за домашним письменным столом? Даже в автоматизированной системе бухгалтерского учёта нет такой опции, фиксирующей срок работы над текстом. Напечатался автор, скажем, в июле, мы и вбиваем в отчёт месяц публикации. Он и засчитывается ПФ в стаж писателя.
Не логичнее ли включать не месяц публикации произведения и выплаты за него гонорара, а период между заключением договора и сдачей публикатору работы (книги, рассказа, очерка…)?
Авторы, которым до стандартного минимума пенсии доплачивает Москва, идут на хитрость. Чтобы им сохранили стандартный минимум пенсии, они размечают гонорары на работающих родственников или друзей. (А те, разумеется, передают наличкой гонорар писателю.)
Государство неповоротливостью законов наказывает своих граждан – граждане вынуждены обманывать государство. Порочный круг.
– Пенсионный фонд только-только начинает выстраивать свои отношения с «самозанятым населением». Это мне объяснила тамошняя сотрудница, – рассказывает писатель Наталия Ермильская. – «Самозанятое население»! Это пароль. Иначе там вас не поймут. Но чемодан с книжками, совершенно точно, не произведёт на ПФ никакого впечатления. «Вы же не понесёте сюда журналы, в которых печатались», – укорила мне сотрудница ПФ.
Вот ещё одна бюрократическая заноза. К договору о проделанной работе надо прилагать акт приёма-передачи. Возможно, писатели, которые читают эти строки, вообще впервые слышат об этом. Мало кому такой акт в издательствах выдавали, но без него ПФ вправе не поверить, что работа выполнена (даже если твоя книга стоит на полке в кабинете этого самого чиновника).
На проблему писательских пенсий в ПФ обратили внимание сравнительно недавно. Правовой механизм реакции раскручивается медленно. Госдума с законом об общественных творческих организациях не торопится. Наверное, когда-нибудь будет найдено решение, которое всех устроит, но когда? Жизнь конкретного писателя, увы, не вечна…
«ЛГ»-ДОСЬЕ
С 1 января 1991 г. согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР. В соответствии со ст. 89 Закона о государственных пенсиях период работы членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, литераторов и других лиц, занимающихся творческой деятельностью, не являющихся членами соответствующих творческих союзов, приравнивается к работе в качестве рабочих и служащих. В подтверждение творческой деятельности принимаются справки о периоде уплаты страховых взносов в ПФР, выданные предприятиями и организациями (например, издательствами). При невозможности представления подтверждения соответствующих справок указанные периоды не могут быть учтены при подсчёте трудового стажа (письмо Минсоцзащиты России от 20.12.93 № 4-911-VII).
До уплаты указанных страховых платежей творческая деятельность членов Союза писателей СССР и РСФСР, Союза художников СССР и РСФСР, Союза композиторов СССР и РСФСР, Союза кинематографистов СССР и РСФСР, Союза театральных деятелей СССР и РСФСР, а также литераторов, не являющихся членами Союза писателей, но состоявших членами профессионального Союза работников культуры и объединяемых профессиональными комитетами литераторов, подтверждается справками (выписками из протоколов) секретариатов правлений творческих союзов СССР или РСФСР, Союза художников Москвы и Санкт-Петербурга об установлении творческого стажа.
В качестве доказательства трудового стажа принимаются расчётные книжки и членские билеты профсоюзов, учётные карточки члена профсоюза. При этом расчётные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов либо учетные карточки члена профсоюза – за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии.
В письме Минсоцзащиты России от 16.08.95 № 4-С-17117 рассмотрен вопрос о подтверждении периода творческой деятельности после 1 января 1991 года. Если издательство заключает с автором произведения договор на его издание, это свидетельствует о том, что лицо занимается творческой деятельностью, и весь период его творческой работы по данному договору должен быть засчитан в стаж, независимо от того, что гонорар, с которого производилась уплата страховых взносов в ПФР, выплачивался в отдельные месяцы этого периода. Необходимо иметь в виду, что авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора. Поэтому периоды авторской работы не могут быть засчитаны в стаж на основании одного только договора без подтверждения уплаты страховых взносов в ПФР.