Как известно, сами дети редко покупают себе книги. Их чтением чаще руководят старшие родственники. И, несмотря на почти всеобщее распространение интернета, среди них до сих пор бытует миф о том, что лучшие писатели живут в двух столицах: Москве и Петербурге. Несомненно, в этих городах можно обнаружить немало известных детских авторов. Но и в Ярославле, например, живут и творят две прекрасные писательницы: Анастасия Орлова и Юлия Симбирская, в Кирове – Мария Ботева, в Чебоксарах – Евгения Басова. Евгений Рудашевский создавал свои первые великолепные книги в Прибайкалье, а Тамара Михеева – в селе Миусском под Челябинском. Этот список можно было бы и продолжить, ибо авторы хороших детских книг живут сегодня по всей территории России и даже за её пределами, как, например, жительница Алматы Аделия Амраева или Дарья Вильке, преподающая русский язык в Венском университете.
Но сегодня я хочу остановиться именно на книгах Тамары Михеевой. Работая в сельской школе учительницей русского языка, она создала около десятка повестей, в основном, как говорили прежде, для детей среднего школьного возраста. Эти её повести обладают удивительным качеством: закрыв последнюю страницу, ощущаешь желание перечитывать их заново и пересказывать знакомым. А это – один из главных признаков по-настоящему талантливой литературы.
На первый взгляд может показаться, что героини большинства её книг – девочки. Повесть «Лёгкие горы» начинается с переживаний маленькой детдомовки Дины, не помнящей о жизни в родной семье. Её удочеряют «новые мама с папой». В другой повести – «Когда мы остаёмся одни» – автор сразу знакомит со своей героиней: «Янка пела. Раньше она всегда пела, когда ей было весело и хорошо. Поэтому сейчас ей тоже надо петь. Чтобы стало хоть чуточку легче. Хоть чуть-чуть хорошо, хоть капельку весело. Ведь понятно же, что в этом мире ничего хорошего больше не будет – никогда. Но надо как-то… ну притвориться, сделать вид, что всё более или менее, что не так уж всё это и страшно, что ей весело и хорошо, хорошо и весело, она поёт, поёт и поёт. Янкина песня захлебнулась и перешла в плач». Так же автор поступает и с героиней третьей повести, «Асино лето», в которой реальная жизнь объединяется со сказочным миром. В четвёртой – «Не предавай меня» – уже с первых строк читатель узнаёт, что героиню книги Юльку школьный психолог зачисляет в аутсайдеры. Причём Юлька узнаёт об этом сидя на унитазе в учительском туалете – в ученический она ходить стесняется, потому что там нет перегородок. Однако все повести нельзя назвать «девчачьими», потому что автор раскрывает в них весь прекрасный и яростный мир человеческий, в котором живут её героини. Этот мир, где происходит насыщенная как радостными, так и печальными событиями жизнь, и есть главный герой повести. В нём действуют и подростки, и родители, и престарелые их родственники. Однако Тамара Михеева очень бережно относится к своим юным читателям. В её книгах нет так называемой чернухи. А герои её – как взрослые, так и дети, – несмотря на трудные и противоречивые обстоятельства, в которые автор их помещает, проявляют лучшие качества своей души. Автор же выстраивает события так, что они превращаются в увлекательное чтение, где читатель переживает за каждого из персонажей. А книги её становятся ещё и своеобразными учебниками добрых дел.