Надо, чтобы молодыми голосами запели старую песню.
Валерий Гаврилин
«Песни мира» – таково название этого представления, то есть каждый студент исполнял по одной песне разных стран преимущественно 1960-х годов или народную, иногда пели хором. И одно это уже поразило. Не найти слов одобрения тому, что молодёжь оказалась вовлечена в панораму сегодня, кажется, уже немыслимой в стыке с веком сим эстрады 1960-х годов и народных песен.
Один за другим выходили на сцену блистательные студенты и пели старые песни в стилистике 60-х века личностности в исполнительстве, певцов-героев, певиц с обаянием и голосом на всё человечество, причём как: теми самыми молодыми голосами и главное – радующейся энергией, молодо, а не музейно или пародийно. Такое впечатление, что все они влюблены каждый в свою песню. Аура удовольствия и исполнительского и зрительского восторга царила!
Всё тут было невероятно: широченное знание репертуара педагогами, классный подбор произведений (многое узнал впервые), великолепная идея вести концерт под живые инструменты и замечательное обаятельное ведение музыкальным руководителем Максимом Павловым, к тому же чудесно играющим на фортепиано. Сценическая и вокальная дикция, мимика, артикуляция, чистота интонации – всё это на высоте. Но больше всего поразило то, что ни у кого, ни в одном исполнении не было форсирования, попытки «вокализмов», напыщенности, пения не своим голосом, никто не пыжился – поразило естество, в самом лучшем смысле слова домашнее, раскованное, живое донесение песни, в котором голос не форсируется, его не пытаются «ковать», тембр естественен, без наигранной филармоничности – но как раз это и создаёт ощущение свежести и самобытности! Каждому исполнителю дана возможность выражать себя, свою натуру, своё чувство песни – никто не гонится за Магомаевым и за Большим театром, никто никому не подражает – хотя видно, что с ребятами очень тщательно изучался не только репертуар, но и стиль тогдашнего исполнительства. Они глубоко вжиты в то, что делают. Каждая песня – действо, мини-спектакль, не абстрактное изложение.
Понравились все! Но не могу не выразить особого зрительского восхищения, от которого орал и хлопал в ладоши, сложившейся певицей акробатического уровня вокального и актёрского мастерства Софьей Ларионовой с её виртуознейшим джазовым «Эамэйл Спешиал» (как она поставила этот сложнейший номер?!), не могу забыть великолепное певческое жонглёрство Эрика Панича с его сверкающей мимикой и тирольским фальцетом в венской народной песне «Теперь ещё бутылочку вина» или ироническое обаяние Александра Вяльцева в столь же обаятельной болгарской песне «О моя пролет» (открыли кучу замечательной забытой музыки!), жемчужины кокетливых прищуров Анастасии Коноваловой в польской «Танцующие эвридки» (где она научилась этому типическому кокетству полек?), глубинную лирическую силу украинской народной песни «Ой, я знаю, що грих маю» в донесении Виолетты Калачук, порадовала чудесная, абсолютно русская лицом Валентина Малыгина в номере «Я буду грустить» из американского мюзикла (но Бродвею такое и не снилось!). Вообще же в каждом из тридцати студентов есть своё своеобразие, личный колорит. Ни один не спел без создания образа, всё предстаёт законченным, прожитым глубоко. Ярчайший пример разработки актёрского мастерства на сольном пении. Великолепная настроенческая нюансировка, мимическая акцентуация слова, понимаешь, о чём поют даже и на иностранном языке. И ведь освоено к тому же многоголосие, поют сложную хоровую фактуру, даже полифония кое-когда! – потрясающе. Какие мастера педагоги!
Дали студентам возможность развиваться на хорошем, настоящем, хотя и забытом материале, а нынешней обездоленной молодёжи вообще абсолютно неизвестном материале – и получили блестящий результат, просто праздник какой-то, молодёжь в зале счастливо неистовствовала.
Очень понравилось, что дана возможность петь без насилия над собой ребятам с не столь хорошими природными вокальными данными – в неравных условиях они достигли не меньшей выразительности через прочувствованность исполнения, через достоинство сценическое своего рода. Через внутреннее, а не внешнее. И ещё поразил изумительный вкус, с которым всё это сделано: ни одного пережима, пыхтения, планка культуры и воспитания очень высока, что и подобает традициям времён тех песен. Вот именно – достоинство. Каждому педагоги дают возможность раскрыть, а не ломать себя в своей органике.
Если и придираться к чему – может быть, жестикуляции могло бы быть чуть меньше, она немного единообразно смотрится, но понятно, что в пении в таких жанрах это неизбежно, не стоять же стоймя на сцене.
Всё сделано, к счастью, без всякой оглядки на так называемые современные предпочтения, читай – жестокие нравы, сударь (звуковой мир современной попсы набирает агрессию, лозунгообразность). Без всякой декларативности и памфлета произошло погружение в такие глубины культуры, которые вне конфронтации и вообще сиюминутности. Эстетика определяет эти глубины, художественное качество, а не злободневность (от слова «злоба»). Поэтому и звучали старые песни, о которых сказал Гаврилин. Репертуар этого экзамена – редкое теперь проявление культуры и интеллигентности.
Я памятник поставил бы тем, кто приобщил к этому молодёжь, да ещё и так приобщил. Это дорога к настоящему, верный и очень своеобычный путь. Да и тем молодым, кто в зале слушал, полезно было узнать такое!
Звучащий Гаврилин в конце концерта – песня «Шутка», сокровеннейший лирический фрагмент «Перезвонов» – очень созвучны эпиграфу.