Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2023 г.
Культура

Без фурора и простоты:

в Краснодаре состоялась премьера мюзикла «На всякого мудреца…»

02 октября 2023
Фото автора: Александр Геннадьев

В год Александра Островского в Краснодаре отметились, кажется, все театры, и каждый «блистал» в меру своих профессиональных, умственных и эстетических возможностей, вернее способностей. Но никто не претендовал на планетарный, всесветный уровень, кроме краевого музыкального театра, явившего публике мюзикл «На всякого мудреца…» по комедии Островского.

Бесспорно, работа проделана колоссальная, и можно только снять шляпу и перед артистами, и перед оркестром, и перед цехами за труд гигантский и усердный. Все шли на успех, но великого события, как нам вещают из недр театра и его пылкие поклонники, увы, не случилось.

Каждому оркестранту по дирижеру?

Казалось бы, Александр Пантыкин, композитор лайт-оперы, именно так любящий называть свои творения, – человек более чем известный и даже отчасти легендарный: «дедушка уральского рока», автор замечательной музыки к кинофильмам, и, в конце концов, именно его «Мертвые души» в свое время были увешаны с ног до головы «Золотыми масками». Кстати, спектакль, перенесенный в 2014 году на краснодарские подмостки, уже не произвел того фурора, что раньше: сценография, где одна половина была екатеринбургской, другая кубанской, отличалась эклектикой и вторичностью, я уже не говорю о вымученной режиссуре с хореографией. Но в свердловских «Душах» музыка замечательная, пусть и не самая оригинальная, с ароматом 1980-х годов, зато театральная, мелодичная и образная.

Ныне же мы стали свидетелями «звукового ряда», скажем мягко, «нервно-гротескного», построенного на этакой речитативности и декламации. Оркестр на премьере звучал так, что больше половины текста просто тонуло в шумовых раскатах. Вообще, акустика зала музыкального театра очень неровная, в разных местах звук воспринимается по-разному. И здесь должны сработать звукорежиссеры: от них требуется искусное мастерство, умение сглаживать углы, что-то корректировать, смягчать и выправлять. Дирижер-постановщик Денис Ивенский, кажется, сделал все, что от него зависело, ведь, насколько мне известно, композитор чуть ли не во время репетиций дописывал, переписывал, чистил свой «опус».

А вообще, сегодня в краевом музыкальном ситуация складывается более чем странная! В театре есть главный дирижер, на пост художественного руководителя приглашен еще один дирижер, а спектакли, как в нашем случае, ставятся с другим маэстро. Если так дальше пойдет, то скоро каждый оркестрант заполучит свою персональную палочку.

Без «Грозы» и «Бесприданницы»

Фото автора: Александр Геннадьев

Но пока зритель сидит ритмически «ошарашенный», на сцене происходят перипетии не менее интригующие. Автором либретто явился также композитор, и когда удавалось что-то разобрать, то были слышны бессмертные фразы из произведений «Русского Шекспира». Пантыкин, перемешав персонажей, «досочинил» Островского.

К Егорам – Глумову и Курчаеву, героям пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», присоединяется третий товарищ Савва Васильков (все они друзья-гимназисты), правда прибывший из «Бешеных денег». У каждого собственная дорога, и каждый пробивается в жизни как может. Если Глумов, со своим дневником, в конце концов попадает к богатой невесте из «Женитьбы Бальзаминова», то разгильдяю Курчаеву достается роль «содержанки». Лишь Васильков трудом и честностью добивается и счастья, и богатства. Домна Евстигневна Белотелова (Елена Семикова) воздвигнута на сцене в образе этакой огромной самоварной бабы, из подола которой будут появляться наши герои, живущие в мире, где всё на продажу, где вы не встретите утопленниц из гениальной «Грозы» и убиенных из великой «Бесприданницы». Купеческая Москва избыточной палитры (из колонн и стен-порталов) получилась развеселая, разухабистая.

Как такового актерского ансамбля пока не видно, каждый играет и поет себе «бенефис», хотя отдельные вокальные номера превосходны. Однако если Гюльнара Низамова (Клеопатра Львовна) комическую ситуацию перевела в довольно-таки вульгарный пассаж, то Игорь Завада изобразил Голутвина виртуозным пронырой, при том делая это актерски грациозно и изящно. Павел Гришин сумел найти для Василькова именно те краски, которые выделяют его как единственный положительный мужской персонаж в этой истории. Екатерина Подгорная в роли Машеньки очень прилежная, и это понятно, так как молодую артистку сегодня не менее старательно выдвигают в примадонны театра. А вот Егор Глумов в исполнении Романа Вокуева импульсивный, порывистый, легкий. Можно сказать, что именно с появлением Завады и Вокуева в действо приходят нужное напряжение и та ирония, которую и хотели высветить постановщики.

«Многофункциональная» рука

Фото автора: Александр Геннадьев

У художника-постановщика Максима Обрезкова глаз отчасти режиссерский, он всегда все выстраивает так, что всем только остается следовать его ходам. Для таких режиссеров, как Александр Мацко (постановщик и балетмейстер нашего мюзикла), это спасение, так как Александр Викторович всегда существовал на любительском уровне (кстати, «они» везде в интервью вспоминают свое прошлое в самодеятельном театре, где, видимо, так и остались навсегда). Когда в «Мудреце» прорезается, так сказать, его «многофункциональная» рука, то танцы-ужимки и постановочный рисунок скукоживаются, как обычно, до «домашнего творчества».

Максим Обрезков, несмотря на определенные повторы и самоцитирование (тот же суперзанавес с силуэтными разрезами, через которые проскакивают персонажи), все-таки художник масштаба и часто рождает особенный мир. Краснодарский Островский – спектакль художника, и тонна нарядов, иногда с перебором, но невероятно разноцветных, тому доказательство. Кстати, за видеоконтент отвечает Татьяна Баранова, еще один чудный художник, у который костюмы всегда на высшем уровне, и здесь у нее и поезд замечательно летит, и катафалк смешно появляется. И появляется на занавесе перечень пьес А.Н. Островского – сей список звучит еще и из уст населения спектакля. А хор, как заговоренный, нам декламирует «На всякого мудреца довольно простоты»… Кстати, вот этой простоты как раз опере-то и недостает.

Не хватило и эффектного конца, отчего-то превратившегося во множество финалов, не хватило чувства меры и логической выстроенности.

Волею судьбы моим соседом на премьерном просмотре оказался сам Александр Пантыкин. Его по-детски горячие аплодисменты и заразительный смех вызвали у меня только чувство радости за знаменитого композитора, особенно за его умение искренне наслаждаться собственным творчеством.

Тэги: Премьера Мюзикл
Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS