История России. 1917–2007 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 832 с.
В предисловии к пособию, написанному «для студентов высших учебных заведений исторических и политологических специальностей», его авторы привели высказывание Карамзина: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своём изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может и даже должен неприятное, всё позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк».
Сентенции-завету классического историка доктора наук А.С. Барсенков и А.И. Вдовин следовали не буквально. Они «без гнева и пристрастия» изложили обстоятельства колоссальных успехов и бедствий, выпавших на долю нашего государства в XX веке (после Октября), но при этом не выказали ни грусти, ни радости с энтузиазмом. И, по-видимому, оказались правы.
Несмотря на многовековую, драматическую сложность-неоднозначность отечественной истории, Карамзин и представить себе не мог, с каким невероятным обилием грандиозных событий, эпохальных перемен может столкнуться наша страна в конце тысячелетия.
Великая Октябрьская революция, Гражданская война, НЭП, коллективизация и индустриализация, голодомор (не только украинский, разумеется), сталинские репрессии, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление, XX съезд КПСС и хрущёвский волюнтаризм, «окончательное построение социализма», застой, перестройка, уничтожение СССР, приватизация и «либерализация» – от такого чудовищного калейдоскопа у всякого гуманитария голова кругом пойдёт. И посему вряд ли позволительна современным учёным роскошь «грусти и радости» при написании учебников по новейшей истории.
Ещё совсем недавно наше историческое образование было подвержено приступам конъюнктурно-идеологической лихорадки. Вчерашние проповедники истмата (не все, конечно) стали вдруг осыпать проклятиями главный предмет прежнего «верования», массово перебегая в стан служителей культа «либеральных реформ». Однако, когда и это «божество» показало у нас свою неприглядную изнанку, похоже, пришло время нормального осмысления, подведения итогов минувших эпох.
Чтобы осмысливать-итожить, нужны факты, статистические цифры, указание имён и связанных с этими именами событий (а не истошные заклинания и гипертрофированно эмоциональные оценки). По этому единственно адекватному пути и пошли учёные Барсенков и Вдовин, готовя к выпуску свой объёмный, фактологически насыщенный труд. Поскольку он начисто лишён всевозможных (увы, привычных) политических жупелов и категорических оценок, радикалам, к какому бы они идеологическому лагерю ни принадлежали, это пособие придётся явно не по вкусу.
«Правым» (условно «правым» – у нас значение этого термина сильно искажено) не понравится, что в этой книге всесторонне рассмотрены не только злодеяния коммунистических вождей, но и глобальные достижения советского общества. Левые поморщатся оттого, что при упоминании о реформах конца века не используются эпитеты «грабительские», «компрадорские», «бесчеловечные» и т.п. Националистов наверняка не устроит этакая авторская отстранённость в описании характерных черт сталинской национальной политики. Космополитов такая отстранённость также заденет, но по причине совершенно иного свойства.
Студентам же, стремящимся изучать нашу историю во всей её полноте и диалектическом многообразии, это издание будет весьма полезным.
К немногим недостаткам пособия можно, наверное, отнести чересчур беглое, слишком лаконичное описание «культурологического плана», особенно касающееся новейших времён. То ли по причине какой-то спешки, то ли вследствие дефицита в окружении авторов квалифицированных консультантов в пособии не фигурирует ряд имён, безусловно достойных упоминания, и в то же время названы персоны, с «точки зрения вечности» далеко не самые яркие. Впрочем, этот недостаток никто не помешает устранить в дальнейшем, пригласив для доработки книги специалистов – наиболее толковых искусствоведов и литературоведов.