Когда-то наш «Клуб ДС» напечатал фразу «Чем короче память, тем длиннее мемуары». В книжных магазинах глаза, уверен, не только у меня разбегаются от обилия объёмных и прилично изданных баек, других творений литзаписчиков, а на обложках – фотографии и фамилии известных актёров и режиссёров, некоторым из них и вспоминать-то по большому счёту нечего… Но издатели и читатели тем не менее такие книги любят.
92-летнему кинорежиссёру Георгию Натансону действительно есть о чём вспоминать – он за свою долгую жизнь успел на фронт попасть, учиться во ВГИКе у самого Сергея Эйзенштейна, быть вторым режиссёром у легендарных Ивана Пырьева и Александра Довженко, на «Ивановом детстве» Андрея Тарковского…
И память у Натансона не просто хорошая, а цепкая – сколько потрясающих подробностей! От Парада на Красной площади 1941 года до встреч с Сарой Монтьель – Королевой Шантеклера, он помнит, как отказал в 1957-м студенту Василию Шукшину, который хотел сыграть в экранизации знаменитой оперетты Дунаевского «Белая акация», как нашёл журналиста «Правды» Николая Кривомазова и тот стал соавтором сценария боевика «Взбесившийся автобус», как привёл знакомую второкурсницу Аллу Ларионову на съёмочную площадку фильма «Садко» и Александр Птушко её, правда, не сразу, но утвердил, как долго Юлия Борисова не хотела играть главную роль в картине «Посол Советского Союза», а Владимир Высоцкий соглашался даже на пятисантиметровые каблуки, лишь бы сняться в фильме «Ещё раз про любовь»…
Судьба подарила режиссёру возможность тесно общаться во время съёмок с талантливыми актрисами: Элиной Быстрицкой, Натальей Теняковой, Ниной Руслановой, Анной Самохиной… Гламурные издания должны в очередь стоять за воспоминаниями о работе с ними! Но в первую очередь Натансон – режиссёр, который, по словам Михаила Рощина, «очень любит Татьяну Доронину».
И это правда. Потому что именно у Георгия Григорьевича будущая народная артистка СССР впервые вышла на съёмочную площадку – в экранизации пьесы Александра Володина «Старшая сестра». Абсолютно уверен, не случись знакомства режиссёра из Москвы и ленинградской актрисы, их замечательной работы, Татьяну Васильевну кинематограф бы ни за что не пропустил. Но именно настойчивость Натансона сделала появление Дорониной на экране известным всей стране. Хотя после проб киноначальство бурчало: «Ей кино просто противопоказано: говорит с придыханием, почти шёпотом…» Представляете, это про Доронину-то!
Потом были абсолютные лидеры проката (тогда ещё был прокат!) «Ещё раз про любовь», «Валентин и Валентина», могла бы быть и «Приятная женщина с цветком и окнами на север» по пьесе Радзинского, но 25 лет назад Татьяна Доронина после чудовищного раздела Художественного театра принимала руководство той частью, которая и по сию пору гордо называется МХАТ им. Горького. И было не до съёмок…
А какие замечательные фильмы и рассказы о них, посвящённые Михаилу Булгакову, – «Я вернусь» и «Михаил Булгаков на Кавказе». Мне удалось посмотреть их в гатчинском кинотеатре «Победа» на фестивале «Литература и кино» – серьёзная работа с Василием Лановым в главной роли понравилась и зрителям, и жюри.
И раз уж вспомнилась «Литература и кино» – детище Валентины Ивановой и Сергея Есина… Лет десять назад довелось добираться до Питера в одном купе «Красной стрелы» с последним из могикан, как он сам себя называет, Георгием Натансоном. В душе я его пожалел сразу – фестивальные поездки без алкоголя и долгого общения с друзьями-коллегами не обходятся. Но его наш стол не смутил, и хотя бражничать отказался, терпеливо слушал журналистско-писательские разговоры, которые и после Бологого не закончились… Сам ничего не рассказывал. Зато на перрон Московского вокзала Георгий Григорьевич вышел первым – бодрый, улыбчивый, ко всем и всему внимательный.
Георгий Натансон. 20 фильмов, многие из которых любит большая страна и в которых, помимо упоминавшихся выше, снимались Н. Черкасов, М. Жаров, А. Миронов, И. Чурикова, О. Ефремов, Е. Образцова, Н. Гундарева, А. Лазарев, В. Гафт, А. Ширвиндт, И. Костолевский, З. Кириенко, Л. Куравлёв, В. Соломин, – извините, что список неполный… А теперь ещё и ровно «320 страниц про любовь и кино» – как справедливо отмечено в аннотации, воспоминания чрезвычайно трогательные, смешные, порой язвительные, но всё-таки очень правдивые…
Д. ТЁМИН