Язык живописи как форма международной коммуникации
Выставка «Искусство без границ» открылась в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств. На ней представлено более 100 живописных, графических и скульптурных работ преподавателей Московского государственного академического художественного института им В.И. Сурикова и Чжэнчжоуского восточного художественного института (КНР).
Чжэнчжоуский художественный институт был основан в 2001 году на личные средства китайским репатриантом Ван Фусяном. Тогда же было заключено соглашение о сотрудничестве со знаменитым Суриковским институтом.
Город Чжэнчжоу – географический центр Китая. Считается, что на территории этого современного города располагалась первая столица древнейшего царства бронзового века Шан-Инь. В 1952 году археологи обнаружили тут древнее городище, ставшее одним из важнейших археологических памятников первой половины II тысячелетия до нашей эры – культуры Эрлиган: остатки древнейших городских стен и крупных мастерских – гончарных, косто- и камнерезных, бронзолитейных. Эту землю называют колыбелью китайской цивилизации. Знаменательно, что новое образовательное учреждение было открыто именно тут, в таком «очень китайском» и «очень цивилизованном» месте.
В нём учатся более 4700 студентов, работают 308 преподавателей – китайцы, россияне, немцы. В институте готовят высококвалифицированных специалистов по восьми направлениям: живопись (масляная, когда-то пришедшая в Поднебесную с Запада и из России, китайская традиционная – го-хуа, графика, фреска, лаковая живопись, а также смешанные техники), скульптура (монументальная и керамика), прикладное искусство (мебель, светотехника), дизайн среды, костюма и аксессуаров, визуальный дизайн, цифровой, промышленный.
Институт находится в городе Чжэнчжоу, в новом красивом районе с хорошей транспортной доступностью. Вход в институт в виде римских колонн и учебные здания в европейском стиле (что является символически значимым оформлением) построены по эскизам учредителя – г-на Ван Фусяна. Вуз имеет высокотехнологичное офисное и учебное оборудование, отличается строгой системой управления, славится талантливыми преподавателями и успешными карьерами выпускников. Здесь построены три парка для рисования на пленэре:ботанический, гравировальный и зоопарк.
Чжэнчжоуский институт разрабатывает современные методы развития художественного образования, сочетающие национальные особенности китайской школы и европейские принципы. И тут во многом помогают традиции Суриковского института, в котором недавно побывал с визитом г-н Ван Фусян.
Сяобинь Го,
почётный профессор Чжэнчжоуского восточного художественного института
Выставка открыта для посещения с 24 мая по 18 июня.
Факт
Первое знакомство художников из Поднебесной с европейской масляной живописью состоялось в XVII веке благодаря деятельности итальянских миссионеров. Для развития реализма важным периодом представляются 1950–1960-е годы, когда в КНР преподавал русский живописец К.М. Максимов, сегодня практически забытый на родине, но с пиететом поминаемый в Китае.