Русские пришли в непривычно заснеженный для срединной Европы Люксембург с мерными иконами, великолепной игрой пианиста Юрия Розума и чистыми классическими голосами. Это случилось на днях и знаменовало собой открытие в Нойеюмюнстерском аббатстве выставки «Мерная икона: история и современность». Её организовали Российский клуб православных меценатов и Россотрудничество.
Думаю, не каждый с ходу ответит, что такое мерная икона и чем она отличается от обычной. Мерная – в честь детей. Если сейчас своих новорождённых мы стремимся побыстрее и побольше запечатлеть на фотографиях и видео, то раньше в вопросе «запечатлеть на память» поступали иначе. Традиция мерной иконы восходит к ХVI веку. Суть традиции в том, что наши предки (конечно, те, кто мог себе это позволить), когда рождался ребёнок, заказывали в честь его «святого» икону «в меру» малыша: высота доски, на которой писали образ небесного покровителя, соответствовала росту ребёнка при появлении на свет.
Казалось бы, с учётом современных реалий эта традиция была обречена на умирание. Но произошло обратное.
Открывая выставку, председатель Российского клуба православных меценатов Андрей Поклонский заметил: «Если бы 5 лет назад вы вошли в Интернет, то обнаружили бы всего 15 ссылок на мерные иконы. Сейчас их более 360 тысяч».
Люди пытаются хотя бы так, через мерную икону, обрести для себя и своих детей дополнительную духовную поддержку, передать наследникам некий символ веры и нравственной преемственности. Наделить наследников художественным символом, который отражал бы не наступающее торжество нанотехнологий, не материальное богатство и прелести роскоши, а живое движение истории – истории родной страны, родного рода, твоего народа. Как отмечал митрополит Рижский и всея Латвии Александр, «русский человек и православная икона неразрывны; без иконы мы теряем свою историю, свою святость, своё прошлое и будущее». В Риге, кстати, выставка уже успела побывать. Как и в Таллине, Праге, Карловых Варах, Париже, Берлине, Афинах, Лондоне, Белграде.
За 5 лет, которые развивается этот миссионерский проект Андрея Поклонского и его единомышленников, в домах россиян и жителей многих стран СНГ появилось более трёх миллионов мерных икон. Помимо того что более двух третьих мерных икон – это первая икона в семье, а, значит, первый шаг многих людей к более глубокой и осмысленной вере, это ещё и возрождение стародавних художественных традиций. Проект позволил дать работу более чем 10 тысячам иконописцев на просторах бывшего СССР, а значит, поддержал их не только материально, что само по себе важно, но и дал новую жизнь умиравшему живописному жанру.
Но и это далеко не всё. Как отмечал на открытии выставки народный артист России, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы Евгений Герасимов, близкое знакомство с проектом подвигло его на то, чтобы внести сначала в Мосгордуму, а затем и в Думу Государственную законопроект о меценатстве.
На самом деле, мы как-то привыкли видеть в богатых людях жёстких дельцов, которые всё меряют лишь рублём, сетуем, что у нас нет своих Мамонтовых (а Е. Герасимов, как известно, поставил в его честь фильм «Савва», где сыграл главную роль) или Третьяковых. Хотя иногда признаём, что благотворительность, в виде помощи больным детям или старикам, всё-таки развивается. Но у нас есть и свои достойные меценаты (те, у которых благой порыв рождается в сердце, а не на банковском счёте), правда, плохо защищённые законодательством, мало известные публике да и сами порой бегущие от внимания прессы. Их можно в этом понять, но ситуация такова, что в стране пока не поощряется меценатство и нет стимулов для его развития.
На церемонии открытия выставки один из её меценатов, предприниматель Владимир Шаманов был отмечен наградами Клуба православных меценатов. Позже, уже по дороге домой, из разговора с Владимиром я узнал, что род Шамановых – большой и славный. У Владимира 36 родных и двоюродных братьев и сестёр, один из двоюродных братьев служит священником в православной церкви в Узбекистане. Это уже само по себе о многом говорит… Есть и люди искусства, поддерживающие превосходный проект Поклонского. Один из них, режиссёр Александр Волков (поставил замечательный фильм «Посох Иоаннов»), также был на трогательной церемонии в аббатстве.
Выставка, открывшаяся в городе-государстве (Люксембург невелик, менее полумиллиона жителей – как две подмосковные Балашихи), ознаменована была, однако, особыми событиями. На ней была впервые представлена за рубежом мерная икона святителя Алексия Московского, принадлежавшая царю Алексею Михайловичу Романову – отцу Петра Великого. Как и иконы Николая Чудотворца, которые также были вывезены из Троице-Сергиевой лавры в первый раз.
Прекрасную атмосферу на церемонии открытия выставки смогли поддержать её ведущие Александр и Екатерина Стриженовы, народный артист России пианист Юрий Розум (он просто вдохнул жизнь в старенькое пианино, на котором ему пришлось играть, в том числе сложнейшее произведение Сергея Рахманинова) и московские певицы из «Новой оперы» и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Костина и Дарья Терехова.
Нам есть что представить людям и миру, и нас благодарят за это, как благодарили организаторов выставки люксембуржцы, удостоившиеся чести попасть на её открытие. Никому не хотелось расходиться.
Председатель Российского клуба православных меценатов Андрей Поклонский и народный артист России Евгений Герасимов на открытии выставки