Чеховская выставка на Тверской. Постскриптум провинциала
И вот наконец я в знаменитом Английском клубе, т.е. в Музее современной истории России, в залах которого ещё с лета развёрнут «Театрально-художественный проект», посвящённый юбилею любимого писателя, – приехала же сюда из подмосковных чеховских мест, из Истры, что лежит в 60 километрах к северо-западу от столицы.
Учитывая исконную «национальную принадлежность» величественного здания на улице Тверской, каюсь, был искус почувствовать себя «Дочерью Альбиона» (благо этот рассказ написан как раз в Воскресенске, нынешней Истре) – надменной, невозмутимой, не способной чем-либо поразиться… Но нет. Не вышло!
Необычная это выставка, удивительная! Её экспозиционное пространство не содержит мемориальных вещей – только фотографии (и ещё – в отдельном зале – эскизы и макеты театральных художников). Отнюдь не в традиционную музейную линеечку построенные – перед нами пространственная композиция из множества фотографий «во весь рост». На чёрно-белых фотоснимках здания, пейзажи, интерьеры и вещи. Да, не вещи, а всего лишь фотографии вещей, но странным образом возникает ощущение их материальности, они создают в совокупности полноценный, насыщенный воздух чеховского мира и пространства судьбы писателя, а в нём – живое присутствие самого Чехова. Вот очередной изгиб этого пространства, и тебя встречает сам Антон Павлович. Честное слово, робею. Хотя он и картонный. И облик фотографический на картоне – слишком книжный, очень уж узнаваемый. Но всё равно – робею. Подхожу – к худощавому, изящному и такому высокому, – а я маленькая… Здравствуйте, Антон Павлович!
Менее всего эта юбилейная выставка напоминает сухой искусствоведческий отчёт на тему «жизнь и творчество классика русской литературы» – тут будто сам Чехов с тобой разговаривает. Разговаривает письмами, сочинениями, записными книжками. В них шутка, ирония и самоирония, тонкая наблюдательность и трезвый взгляд на реалии повседневного существования. И ещё – огромное сочувствие к человеку (почему-то не всегда замечаемое в Чехове). Выражаемое не громкими декларациями и красивыми словами, а конкретными делами помощи – как много их было в его короткой жизни! Доктору Чехову, начавшему свою практику и несколько лет проработавшему в нашей Воскресенской больнице, было просто стыдно не помогать тем, кто в этой помощи очень нуждался. И неслучайно в его записной книжке однажды появится такая строчка: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой…»
Канва выставки – места чеховской судьбы: Таганрог, Москва, Санкт-Петербург, Сумы, Мелихово, Ялта, Баденвейлер. Фотографии нас ведут туда, где Чехов жил, где много испытал и перечувствовал, увлекался, работал неустанно и – где умирал… Тут и особая есть страна на «карте» его души – театр. Страна счастливая и мучительная… А в самом начале экспозиции неслучайно находится макет Давида Боровского к «Вишнёвому саду», к спектаклю, поставленному некогда в Афинах (в Греции, как мы знаем, всё есть!) Юрием Любимовым: само художественное решение экспозиции – это своего рода продолжение того спектакля, той поэтичнейшей сценографии.
Выставка «Чехов. Театрально-художественный проект» – и для тех, кто только входит в мир Чехова, и кто давно в нём живёт. Для всех – и лично для каждого. Здесь, в этих шести залах, по-настоящему осознаёшь, казалось бы, давно знакомые слова Станиславского о неисчерпаемости Чехова. И потому хочется снова и снова вчитываться, вслушиваться в Чехова, чтобы попытаться разглядеть его – подлинного, понять сложную, мужественную и одинокую жизнь его души.
Покидая выставку, отправляясь в свои подмосковные пенаты, мне бы остаться на волне восхищения. Однако к нему чем дальше, тем отчётливее примешивалась горечь… Взыграл ли местный патриотизм (хотя, конечно, всё сложнее), но невольно вырвалось восклицание – а где же наш Воскресенск-Истра, где Бабкино?! Кстати, далеко не только двумя этими названиями исчерпывается причастность великого писателя к нашему краю. Может быть, то был лишь краткий и незначительный эпизод в судьбе Чехова? Ничуть! Есть масса фактов, свидетельствующих об огромной важности воскресенско-бабкинского, условно говоря, периода жизни Чехова.
Разумеется, глупо было бы предъявлять претензии к организаторам весьма не академической выставки, что, мол, не охвачен какой-то отдельный период «жизни и творчества». Тем более что истринская «география» Чехова – хотя это и очень обидно – исследуется действительно крайне мало. Есть среди нескольких объективных причин такого положения и одна, не зависящая от самих исследователей. Нет встречного движения. Потому и не звучит голос Истры (Воскресенска) и её окрестностей в чеховском пространстве России, что долгие-долгие годы Истринский район не старался и не старается, чтобы этот голос зазвучал. Кстати, нелишне сравнить: пребывание Антона Павловича в Сумах, а тем более в Баденвейлере было гораздо более кратким, нежели в Воскресенске и Бабкине, однако там есть музеи Чехова, у нас же такового нет. А вот на Сахалине, к примеру, музеев даже два…
Уверена, у Истринской земли есть все предпосылки встать в один ряд со знаменитыми священными уголками России, связанными с именем Чехова. Но увы, желания, заинтересованности в этом нет ни у администрации Истринского района, ни у общественности. Конечно же, не перевелись в районе истинные почитатели Антона Павловича, но поскольку прежние инициативы терпели крах (тут и бюрократические закорюки, и непросвещённость местной власти), то настроение апатии, неверие значительно доминируют над отдельными случающимися «порывами» местных обожателей Чехова…
Сравнительно недавно памятному месту, на котором располагалась усадьба Бабкино, присвоен статус выявленного объекта культурного наследия. Этот с трудом завоёванный статус – шанс для возрождения усадьбы, для начала широких исследований, связанных с пребыванием Чехова на Истринской земле. Неужели мы в очередной раз упустим этот шанс? Неужели краеведческие наши «страдания» и долгие мытарства не перейдут «в радость для тех, кто будет жить после нас»?
Если бы знать…
, ИСТРА, Московская обл.
Выставка продлится по 25 декабря.