Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2021 г.
Литература Библиосфера

Без издёвки и обличения

20 апреля 2021

Сухбат Афлатуни. Глиняные буквы, плывущие яблоки. М.: Эксмо, 2020. – 384 с. – 1200 экз. – (Большой роман. Современное чтение).

Проза ташкентского писателя Сухбата Афлатуни (настоящее имя – Евгений Викторович Абдуллаев) насквозь пронизана восточным, среднеазиатским колоритом и воздухом. В отличие от А. Кушнера, который заметил: «Я не люблю Восток, не понимаю.» – он глубоко понимает и чувствует дух этого таинственного мира. Со стороны может показаться, что передать особенности региона не составляет большого труда: представь себе пестроту и разноголосицу восточного базара, сладость его фруктов и остроту специй – вот тебе и готовая картинка. Но такого рода изображения зачастую грешат этнографизмом и звучат вторично, иллюстративно.

Восприятие Афлатуни жизни не внешнее, оно всеми корнями уходит в мифологию древней Азии с её степями, пустынями, садами и арыками, а кроной обращено к современности с раздробленной страной, кризисом менталитета, разрывом многовековых связей и потоком мигрантов-гастарбайтеров.

Новый сборник состоит из трёх сочинений, скорее всего относящихся к жанру повести. В каждой из них среднеазиатская тема аранжируется в разных смысловых и исторических регистрах.

В повести, давшей название книги, интерес автора в основном сосредоточен на социальном устройстве мира, перекосах и несправедливости общественной жизни. Главные герои наделены не собственными именами, а ролевыми обозначениями: чванливый и алчный Председатель (в его архетипе можно усмотреть черты как средневекового бая, так и советского бонзы), услужливый Участковый, жуликоватый Агроном, Старый и Новый учителя. А люди с именами – это простой народ, терпящий притеснения со стороны сильных мира сего. Главное притеснение – лишение его драгоценной воды, которой всегда мало.

Если вспомнить, что вторая часть сказания Леонида Соловьёва о Насреддине тоже базируется на истории жадного бая Агабека, вознамерившегося лишить дехкан источника жизни – водопоя на горном озере, становится ясно, что сюжеты Афлатуни органично вписаны в вековую традицию.

В центре второй истории – «Пенуэль» – жизнеописание патриарха семьи Якова. Его судьба захватила огромный период: от конца XIX до начала XXI века. Сколько трагедий, драм, испытаний, потерь и обретений!.. Сознание старца постоянно проваливается в прошлое, вместе с ним по этапам вековой жизни путешествуют его правнук и тёзка. Но вот что характерно: касаясь даже самых сложных страниц нашей истории, автор и его персонажи не впадают, как это часто происходит, в обличительный тон. А значит, его проза не переходит в назидательную, публицистическую плоскость, не становится тенденциозной.

В этом помогает и характерный юмор писателя. Его герои, рассуждая о типе революционера, приходят к выводу, что все сторонники радикального переустройства жизни несут в себе единое зерно – черты библейского Иакова, который пытался противостоять Богу. Вспоминаются и французские Жаки, и Жакерия, и Яков Свердлов... Главный герой спрашивает, почему же Ленин был не Яковом.

«Ленин? – Адвокат свернул в переулок. – Ленин был Ульяновым. То есть Юлиановым. Юлиан Отступник, слышали, христианином был, а потом против них гонения начал? То-то. Но и Яковом он был, этот Ульянов, хотя и неявно. Как звали сына Якова, которого тот более всего любил и которому передал благословение? Иосиф. А кто дело Ленина принял-продолжил? Иосиф. Так что был, был Ленин Яковом.»

Сюжет «Годы барана» навеян традициями мировой литературы. Такси, едущее через пустыню из Бухары в Ургенч, везёт разномастную компанию и ломается на половине пути. Что остаётся путникам? Конечно, рассказывать истории своей жизни. Честно, откровенно, без прикрас. Как в «Тысяче и одной ночи», «Декамероне», «Кентерберийских рассказах» или «Бежином луге». Жизнь советская, перестройка, лихие 90-е. Повествование идёт энергично, зримо, без купюр, но и без издёвки: ведь это – наша общая история, и вспоминать о ней надо без гнева и пристрастия. В этом и состоит, пожалуй, главное достоинство прозы Сухбата Афлатуни.

Сергей Казначеев

Тэги: Книжный ряд Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS