Характерная картина для весеннего Минска года 2020-го – обилие людей всех возрастов в масках, используемых подобно забралу в шлеме. Заходят люди в магазин или в транспорт – маску на лицо натягивают, выходят затем на улицу – маску обратно на подбородок.
То же и с перчатками. А вот людей, которые маску носят на улице не снимая, сравнительно немного – куда как меньше тех, кто вообще не пользуется этими средствами индивидуальной защиты.
Два определения – точечно, локально – вернее всего описывают стратегию, избранную для противостояния COVID-19 в Республике Беларусь. ВОЗ советует придерживаться другой стратегии – нехотя признавая, что полагать её единственно действенной по определению нельзя, да хотя бы из-за далеко ещё не полных знаний о вирусе. А влиятельные СМИ нагнетают – их усилиями (тем более в условиях закрытых границ) складывается общественное мнение, что в странах, отказавшихся от тотальных карантинных мер (Швеция, Белоруссия), «всё пущено на самотёк». Это, конечно, не так.
Медийное время – эпоха нервозного надрыва: без шума и пыли и сделать уже ничего нельзя. В стране работают все магазины, рынки, торговые центры, большинство объектов общепита, бытовых услуг и сервиса, предприятия, естественно. При этом в короткий срок в белорусских магазинах появились и разметка безопасной дистанции, и антисептики для рук, и памятки с правилами профилактики коронавирусной инфекции. Население информировано – вопреки фейковому стереотипу. Но эти нужные мероприятия не сопровождались TV-фанфарами – местные нытики («ничего ж не делается!») их будто и не заметили.
Об алармистах разговор особый. Сеть, известно, дефрагментирована: на целом ряде форумов «топят» за карантин. При этом те же самые люди громче других голосят, что «экономика ни к чёрту». А теперь и вовсе возомнили себя образцами гуманизма, для которых выражения «коллективный иммунитет» и «все переболеем рано или поздно» – как глобальное потепление для Тунберг. Особенно достаётся здравомыслящим мамочкам, которые гуляют в парках с детьми, даже если они и в «ситуационных» масках на подбородке.
Досталось и Параду Победы, который в Минске всё-таки состоялся. Мероприятие, конечно, символическое: не имей оно такого идеологического значения, его бы наверняка отменили. Многие сторонники «мягкого» безкарантинного курса его, кстати, не одобрили. Но при этом с удовольствием воспользовались прекрасной майской погодой, что стояла в стране в те дни: поехали на пикники на водохранилище – Минское море. Тоже контактировали, пусть и не столь массово. А на сам Парад пришло не больше 15 000 человек, раз в двадцать меньше, чем собирается обычно. Впрочем, и парады обычно проводятся 3 июля, в День независимости.
Закрылись кинотеатры, театры, многие выставки, отменена часть сезонных мероприятий под крышей, досрочно завершены спортивные состязания в залах (но пока ещё играют в футбол). Вместе с тем свобода передвижения (кроме заболевших и «контактов первого уровня», штраф за несоблюдение достигает в пересчёте 40 000 российских рублей) никак не ограничена. И пусть для алармистов категория «под личную ответственность» тождественна понятию «безответственность», этот факт позволяет сделать весьма неожиданные выводы.
Республика Беларусь оказалась государством куда как более европеизированным (не в вульгарной ультралиберальной коннотации), чем думалось прежде. Не принуждение граждан, но доверие к ним в целом срабатывает. Пусть расхлябанности и много, если сравнивать с «модельной» Швецией. Однако кризис обнаружил вполне уже развитое гражданское общество (которого не существует, по мнению сторонников идеи «государство умыло руки»). Сбор средств в пользу медиков – жест, который никак не относится к «бездействию» властей. Как и глупо считать «показухой» помощь с едой и лекарствами гражданам из группы риска со стороны провластного БРСМ (Белорусский республиканский союз молодёжи).
Самое главное – не производится невротической медикаментализации общества, точнее, производится, но – самими «группами по интересам». Уж как стыдили «самодурство» президента Лукашенко за его слова о «коронавирусном психозе»! При этом каждый понимал, что речь шла не об инфекции, но о подаче темы во многих СМИ. Ну а выразись он в духе новомодных интеллектуальных трендов, «инфохоррор медиарасплава» скажем? Ретвитили бы, репостили по фейсбукам все кому не лень с глубокомысленным видом посвящённых.
Юрий Должников,
Минск