Новым ректором Московской консерватории избран профессор Александр Соколов. «ЛГ» не преминула поинтересоваться, чем собирается заняться на новом посту бывший министр культуры.
– Александр Сергеевич, обычно министр, покинув пост, находит себе какую-нибудь «тихую гавань», где можно наслаждаться жизнью. Кресло ректора представлениям о спокойной жизни явно не соответствует.
– Это только со стороны кажется, что я из консерватории ушёл в министерство. На самом деле я никуда отсюда не уходил: все эти пять лет я продолжал заведовать кафедрой, оставался председателем совета по защите диссертаций, постоянно участвовал в работе учёного совета, у меня были студенты, аспиранты. Это стезя, с которой я, как большинство консерваторцев, сходить совершенно не собирался.
– Консерватория – любовь на всю жизнь?
– Конечно! Спокойной жизни я действительно не искал. Дело в том, что ближайший период работы очень ответственен: мы будем реализовывать проект, задуманный почти десять лет назад. Сейчас готова вся необходимая документация и можно приступать к воплощению. У нас есть вокальный факультет. Его выпускники могут быть камерными певцами, могут, как Дмитрий Хворостовский, предпочесть сольную карьеру и выступать в гордом одиночестве, но большинство идут в оперный театр. А для этого студенты должны получить подготовку, которая не ограничивается общением с педагогом в классе. Они должны уметь петь в костюме и гриме, должны иметь опыт сценического перевоплощения, и при этом петь так, чтобы слышно было в последнем ряду галёрки. Одним словом, это совершенно особое искусство, требующее соответствующих навыков. Но для выработки этих навыков в Московской консерватории условий нет никаких. У Московской консерватории в отличие от Петербургской нет собственной оперной сцены. Так сложилось исторически. Вот мы и собираемся её построить. И не только её.
– Но это же грандиозный проект, требующий немалых сил и средств.
– Мы бы его не потянули своими силами, если бы не помощь правительства Москвы. При этом учтите, что консерватория – федеральное учебное заведение и, следовательно, находится вне сферы ответственности московских властей. К сожалению, такова парадигма нашей экономики, которая не предусматривает совершенно отчётливых житейских потребностей. Жёсткое разграничение бюджетов – регионального и федерального, которые пересекаться никоим образом не должны – это была большая ошибка, потому что во многих случаях каждому в отдельности с возникающими задачами не справиться. Как в случае с нашим проектом. Консерватория расположена в самом центре города, свободной земли тут нет, значит, нужно отселять жильцов, решать массу других проблем. Юрий Михайлович Лужков проявил инициативу, вошёл в состав Попечительского совета консерватории, сам лично проводил все совещания, связанные с проектом. И все межведомственные барьеры удалось преодолеть. Сейчас проект находится на согласовании в Министерстве экономического развития и торговли. Помимо оперного театра и здания, где будут размещены хранилища нашей библиотеки, будут построены новые репетиционные залы под Большим залом Консерватории, паркинг, который совершенно необходим, много других объектов, расширяющих инфраструктуру консерватории. Все работы должны быть завершены к 150-летию консерватории, то есть к 2016 году. Но так как проект будет реализовываться поэтапно, первые зримые результаты мы сможем представить уже через два года.
Интервью с Александром Соколовым читайте в одном из ближайших номеров «ЛГ».