Как прав Ницше! Возвращение в зал Чайковского после пандемии – как в дом родной. Вынужденно пустые кресла вначале огорчают, но потом привыкаешь. Тем более что новый сезон филармонии уже в двенадцатый раз своим Большим фестивалем открывает Российский национальный оркестр под управлением народного артиста России, лауреата Государственных премий Михаила Плетнёва. В этом году первому негосударственному симфоническому оркестру 30 лет! Возраст зрелости. Не многие уже помнят страстные споры вокруг решения Михаила Плетнёва о создании коллектива. В лучшую пору собственного творчества! Какие только версии не обсуждались и какие домыслы не выдвигались. Сам же Плетнёв в интервью мне той поры заявил, что никуда он от рояля не уходит, просто создаёт новый инструмент большей мощности. Вот у него такая потребность! Что редко бывает в нашей стране – никто не помешал творческой затее.
За тридцать лет бывало всякое. Оркестр удачно пережил «новаторскую» идею создания дирижёрской коллегии. Не случилось. И очень хорошо, что определяющими остались вкус и блестящая музыкальная эрудиция Михаила Плетнёва. Именно этим обстоятельством объясняется нынешняя репутация коллектива – лучшего симфонического оркестра России. Оркестр активно гастролирует, привлекает к сотрудничеству талантливых дирижёров и солистов, радует новинками. Благодаря РНО мы вернулись к творчеству незаслуженно забытых композиторов. Танеева, например.
Каждый сезон – в поступательном развитии. Обязательно что-нибудь новое и интересное. Часто этому способствует пианист Михаил Плетнёв. Цикл бетховенских концертов, любимый Чайковский и, конечно, Рахманинов – редкое наслаждение, незабываемые впечатления. Событиями Двенадцатого фестиваля также стали выступления оркестра с Михаилом Плетнёвым. Третий концерт Бетховена слушаю не в первый раз, но впечатление, что в первый: для Плетнёва не существует понятия завершённости в исполнительстве. Бетховенская мысль его увлекает и всякий раз обнаруживается в новых деталях. Как и на прошедшем концерте. Исполнение Концерта No2 Сен-Санса с замечательными сольными фрагментами, ярким, виртуозным скерцо, со всем, что Чайковский называл «прелестными деталями», было необыкновенно лёгким, задорным и увлекательным.
В общем, 30 лет – это всё ещё молодость!
Впервые не впечатлил сольный концерт Люки Дебарга. В программе: Бах, Скарлатти, Дельплас и сочинения самого музыканта. Стилистически близкие произведения программы, да ещё исполняемой без перерыва, создали впечатление монотонности и слегка «перекормили» слушателей. Блестяще исполнил Токкату No2 до минор BWV 911 Баха!
Нельзя было не заметить яркого выступления в начале сезона в зале Варшавской филармонии пианиста Дмитрия Аблогина. В Варшаву пригласили финалистов конкурса Шопена разных лет. Дмитрий играл на старинных инструментах – это его специальность. Благодаря интернету можно было легко проникнуть в зал да ещё побывать и в доме Шопена в Желязовой Воле, где пианист дал второй концерт. Дмитрий – выпускник Академии музыки им. Гнесиных, класс профессора В. Троппа. Талантливый пианист ещё и исследователь музыки. Ему всегда было важно знать всё о композиторе, чьи произведения исполняет. Выяснилось, эти весьма важные сведения помогают интерпретации, сообщают массу интереснейших нюансов. Аблогин – сторонник «мыслящего» пианизма. И это чувствовалось во время концерта – благородство, изысканность трактовок, ясность и простота замысла. В Желязовой Воле «одомашненный» Шопен был у него по-особенному проникновенен и трогателен.
Сезон всё-таки открылся, будем ждать событий! В музыке они ещё возможны.