Виктор Линник. Лики времени, знаки судьбы. Люди великой эпохи.
– М.: Вече, 2021. – 592 с.: ил. – 700 экз.
Выход книги известного журналиста-международника, публициста, главного редактора газеты «Слово» Виктора Линника можно в чём-то назвать знаковым. Судьба столь часто сводила его с выдающимися людьми эпохи, что не собрать под одним переплётом мысли и впечатления о них было бы непростительно.
Впечатляет список героев – политиков, общественных деятелей, писателей, журналистов, дипломатов. Автору доводилось близко общаться с такими личностями, как Виктор Астафьев, Виктор Афанасьев (многолетний главный редактор «Правды»), Валентин Распутин, Давид Рокфеллер, Александр Твардовский, Валентин Фалин (дипломат и партийный деятель), Георгий Цаголов (выдающийся экономист, публицист, автор «ЛГ»), Бобби Фишер, Алексей Яблоков, Савва Ямщиков…
Хотя среди портретных зарисовок в сборнике немало текстов о деятелях культуры, главный акцент сделан на государственных мужах – их политической и идеологической позиции. Ёмкие психологические портреты не просто показывают, какими люди были в жизни, но и позволяют взглянуть на них с неожиданного ракурса вопреки устоявшемуся представлению. И если не перевернуть его, то, по крайней мере, задуматься, внести коррективы. Вот лишь один конкретный пример.
Представляя портрет Николая Шмелёва, публицист даёт свою трактовку роли этого человека. Со времени появления его программной статьи «Авансы и долги» у многих сложилось представление о нём как о ведущем экономисте горбачёвского времени, нанёсшем удар по советской системе хозяйствования. Линник предлагает взглянуть на Шмелёва более стереоскопично. Рассказывая о частной встрече в нью-йоркском корпункте газеты «Правда» (мемуарист не один год руководил им), он указывает на критическое отношение Шмелёва к экономической программе перестройки, шоковой терапии, безоглядному прыжку в рынок. Разумеется, такого экономиста не назовёшь сторонником горбачёвско-ельцинского курса. С неожиданных позиций рассказывает Линник и о писательском таланте Николая Шмелёва.
Характерно, что поправки в привычное видение ситуации и её фигурантов делаются автором книги деликатно, без нажима и тем более без истерики, которая свойственна ныне многим пишущим, а особенно вещающим в эфире. Уравновешенной интонацией Линник показывает, что прежде всего стремится к объективности, не навязывает своей точки зрения. Откровенно рассказывает и о собственных заблуждениях, ошибочных взглядах на те или иные события. А это требует и самоиронии, и немалого мужества.