. СБ-25 – «Волжанка». – ОАО «Угличская типография», 2007. – 235 с.: 19 л. фото
Основные герои беллетризованных мемуаров Юрия Абросимова «СБ-25 – ВОЛЖАНКА», – угличане и родная природа. Две скрепы – водная, река Волга, и сухопутная, большие и малые дороги, соединяют дорогие сердцу автора уголки. Ю. Абросимов возжелал таким образом нарисовать картину состояния жизни селян и горожан, их отношения к земле-кормилице и, наконец, работы низового звена потребительской кооперации – сельпо. Книга из серии тех, что как бы заново открывают нам ещё один уголок нашей многоликой родины.
Двадцать глав, двадцать мемуарных бусинок составляют дивное узорочье, ожерелье, созданное усилием памяти автора. Если главы, посвящённые уголкам природы, насыщены в основном документальными фактами, то главы о конкретных событиях и людях воспринимаются почти как художественные тексты.
Увлекательное занятие следить за ходом мысли пишущего, словно взором охватывая прихотливо сочетающиеся пункты назначения любознательного путника. Угличское водохранилище, деревня Струково, село Прилуки, Паровская низина; путешествие из Ярославля в Углич по Волге на барже, чьё имя и озаглавило всю книгу; город Любим, связанный названием с пребыванием в этих местах царя Ивана Грозного на соколиной охоте; село Вятское, деревня Усады, «Кобякова яма», Рыбинское водохранилище и снова село Прилуки. Увлекательные истории о ярославцах и угличанах достигают своей кульминации в главе «Свадебка», которая по смелости изображения известных страстей может дать фору многим профессиональным сочинителям.
Главных героев в книге двое: Михаил Шестаков, ставший завторгом сельпо и женившийся на продавщице продовольственного магазина Вере Касаткиной, в конце книги ему исполняется 60 лет, и он трудится уже лесничим; и его начальник, возглавляющий сельпо, Юрий Васильевич Абрикосов, в котором угадываются черты автора книги.
Любопытна, скажем, беседа Абрикосова с другими персонажами повествования Кирилловым и Гудиным, многое проясняющая в личности самого мемуариста:
«…Мои родители мышкари, родом из села Ивановское, что рядом с посёлком Мышкино. А мои предки – дед Александр Сергеевич, по матери – коренной мышкинец, ну а дед Тимофей Сергеевич по отцу – выходец из Брейтовского района, потомок интересной этнической группы по имени «сицкари». Он родом из деревни Копань – из потомственных плотницких мастеров по дереву».
«…По рассказу моей матери, у него было 12 братьев и все занимались отхожим плотницким ремеслом. Дед Тимофей был первоклассным пильщиком. С артелью ходили по всей Ярославской и Тверской губерниям пилить тёс своими необыкновенными двух с половиной метровыми стальными пилами. Артель моего деда забрела в большое село Ивановское пилить тёс для строящихся нескольких домов. Здесь он познакомился с моей бабушкой Прасковьей, полюбил её, женился и остался жить в селе».
«…Построил добротный дом, родились два сына, старший Николай и мой отец Василий. Ещё до войны, мальчишкой восьми лет был свидетелем, как они в соседнем колхозе во время отпуска отца пилили тёс... Дед Тимофей не дожил до возвращения своего сына с фронта, моего отца, всего три месяца. В марте 1946 года его похоронили в Большом Селе, а его пилы ранее мама продала, чтоб нам не умирать с голода…»
«…Сам я родился, как ни странно, в селе Кузьминское, в полутора километрах от Царского Села в Ленинграде. Родители в 30-е годы уехали в Питер на заработки от той голодной, каторжной жизни в деревне… Когда мне был год с небольшим, родители вновь приехали на родину. Тогда моя судьба стала ходить по кругу: сначала Мышкин, затем Большое Село, где мы пережили страшные годы Великой Отечественной войны…»
«…Отслужил три года в Таманской дивизии… Далее, после окончания службы по комсомольской путёвке был направлен на целинные земли во вновь образованный совхоз имени Таманской дивизии в северном Казахстане. Вернулся домой в Ильинское, и здесь судьба меня связала с работой в потребительской кооперации. После ликвидации Ильинского района был переведён директором райзаготконторы в Угличе».
Словом, история человеческой жизни как воплощённая история страны. Про таких людей Андрей Платонов сказал, что без них «народ неполный».