Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 марта 2019 г.
Библиосфера

Без обид, товарищи

13 марта 2019

Татьяна Москвина. Топ-топ хронотоп: Cборник эссе. – М.: Флюид ФриФлай, 2018. – 352 с. – 1000 экз. – (Книжная полка Вадима Левенталя).


Книга писателя, критика, публициста Татьяны Москвиной представляет собой сборник эссе. В кратких и метких текстах Москвина даёт оценку событиям культурной жизни в различных её проявлениях (театр, литература, кино).

Своё мнение автор высказывает в свойственной ей манере: прямолинейно, с изрядной долей иронии, а иногда – с язвительной резкостью. Если что-то не нравится, Москвина об этом так и пишет. Не только не сглаживая острых углов, но и щедро приправляя выразительными средствами. Так, масштабное полотно Андрея Кравчука «Викинг» критик не рекомендует к показу «за пределами РФ» по «идеологическим соображениям». «Дело в том, – поясняет Москвина, что русские в «Викинге» предстают ровно в том виде, в каком ими и пугают остальную цивилизацию – в виде косматых, угрюмых, фантастически сильных агрессоров».

Спектакли мюзикла «Анна Каренина» в театре «Московская оперетта» вызывают у Москвиной разочарование. Выросшая на произведениях Колкера, Гладкова, Рыбникова, она считает, что на сегодняшний день «псевдомузыка старательно изображает, что она музыка», при этом «перекрыт пропускной пункт трансляции небесной гармонии на землю». «База мюзикла – музыка, – пишет Москвина. – Поэтому в следующий раз я пойду в «Московскую оперетту» послушать Кальмана или Легара. Без обид, товарищи».

Достаётся от Москвиной и писателям.

Цель «сочинительства» Виктора Пелевина, по её мнению, «очевидна и благородна – заработать денег честным путём. Но, возможно, у него ещё есть желание: чтобы тысячи хипстеров купили бумажную книгу и запустили ею в свою девчонку (парнишку) со словами: «Ты хоть Пелевина прочти, идиотка (придурок)!»

О текстах Дмитрия Быкова Москвина рассуждает следующим образом: «Он так смело оценивает многовековой исторический путь России. Судит и власти, и народ. Но трудно сыскать в этих сочинениях следы «божественного глагола». Может, был когда-то вручён, а потом Г. Бог рассердился на быковские претензии к себе и отобрал свой «глагол» за непочтительность?»

Вообще, привычку «читать многопишущих русских авторов» Москвина называет вредной, но сообщает, что «привыкла к ним, как привыкают к определённым сортам чая».

Книга написана очень легко, сама Москвина рекомендует брать её в дорогу: «Она состоит из небольших текстов, так что на перегоне между станциями метро или в автобусе-трамвае вы вполне успеете проглотить один-два кусочка».

Композиционно сборник разделён на три части. Первые две («Поспеть за виляющим зайцем» и «Топ-топ хронотоп») включают эссе, посвящённые культуре, а третья часть «Разнотравье» – размышления на произвольные темы. Впрочем, по заверению самой Москвиной, «эссе о смысле жизни нет».

Автор внимательно наблюдает, тонко подмечает нюансы, живо реагирует, то и дело «режет и колет» словом. Благодаря этому проза Москвиной становится не только остроумной, но и по-настоящему острой. 

Тэги: Татьяна Москвина
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Голос совести

    1468 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS