Татьяна Москвина. Топ-топ хронотоп: Cборник эссе. – М.: Флюид ФриФлай, 2018. – 352 с. – 1000 экз. – (Книжная полка Вадима Левенталя).
Книга писателя, критика, публициста Татьяны Москвиной представляет собой сборник эссе. В кратких и метких текстах Москвина даёт оценку событиям культурной жизни в различных её проявлениях (театр, литература, кино).
Своё мнение автор высказывает в свойственной ей манере: прямолинейно, с изрядной долей иронии, а иногда – с язвительной резкостью. Если что-то не нравится, Москвина об этом так и пишет. Не только не сглаживая острых углов, но и щедро приправляя выразительными средствами. Так, масштабное полотно Андрея Кравчука «Викинг» критик не рекомендует к показу «за пределами РФ» по «идеологическим соображениям». «Дело в том, – поясняет Москвина, что русские в «Викинге» предстают ровно в том виде, в каком ими и пугают остальную цивилизацию – в виде косматых, угрюмых, фантастически сильных агрессоров».
Спектакли мюзикла «Анна Каренина» в театре «Московская оперетта» вызывают у Москвиной разочарование. Выросшая на произведениях Колкера, Гладкова, Рыбникова, она считает, что на сегодняшний день «псевдомузыка старательно изображает, что она музыка», при этом «перекрыт пропускной пункт трансляции небесной гармонии на землю». «База мюзикла – музыка, – пишет Москвина. – Поэтому в следующий раз я пойду в «Московскую оперетту» послушать Кальмана или Легара. Без обид, товарищи».
Достаётся от Москвиной и писателям.
Цель «сочинительства» Виктора Пелевина, по её мнению, «очевидна и благородна – заработать денег честным путём. Но, возможно, у него ещё есть желание: чтобы тысячи хипстеров купили бумажную книгу и запустили ею в свою девчонку (парнишку) со словами: «Ты хоть Пелевина прочти, идиотка (придурок)!»
О текстах Дмитрия Быкова Москвина рассуждает следующим образом: «Он так смело оценивает многовековой исторический путь России. Судит и власти, и народ. Но трудно сыскать в этих сочинениях следы «божественного глагола». Может, был когда-то вручён, а потом Г. Бог рассердился на быковские претензии к себе и отобрал свой «глагол» за непочтительность?»
Вообще, привычку «читать многопишущих русских авторов» Москвина называет вредной, но сообщает, что «привыкла к ним, как привыкают к определённым сортам чая».
Книга написана очень легко, сама Москвина рекомендует брать её в дорогу: «Она состоит из небольших текстов, так что на перегоне между станциями метро или в автобусе-трамвае вы вполне успеете проглотить один-два кусочка».
Композиционно сборник разделён на три части. Первые две («Поспеть за виляющим зайцем» и «Топ-топ хронотоп») включают эссе, посвящённые культуре, а третья часть «Разнотравье» – размышления на произвольные темы. Впрочем, по заверению самой Москвиной, «эссе о смысле жизни нет».
Автор внимательно наблюдает, тонко подмечает нюансы, живо реагирует, то и дело «режет и колет» словом. Благодаря этому проза Москвиной становится не только остроумной, но и по-настоящему острой.