Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Без оперетты жить нельзя на свете? Да!

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

На сцене – неувядающая, как и её родной театр, Татьяна ШмыгаИначе кто бы сегодня, в начале XXI века, помнил о том, кто такая Сильва и кем на самом деле был мистер Икс? А замечательный театр «Московская оперетта» давным-давно закрылся бы или перепрофилировался. А между тем он празднует своё 80-летие и для юбиляра выглядит потрясающе молодо!
Кстати, он мог вообще не появиться на свет. Ведь вопрос о дальнейшей судьбе театра оперетты решался в 1927 году, отнюдь не самом благополучном в советской истории. Почти десять лет он существовал как некое содружество актёров, не имеющее официального государственного статуса. Верные рыцари весёлого жанра на свой страх и риск отстаивали его право на существование – старались найти новые краски для уже полюбившихся публике спектаклей, искали новых авторов. Но уж больно «несоветским» считался сам жанр. Ну в самом деле, зачем нашим рабочим и колхозницам смотреть на любовные страдания графов и князьёв! Впрочем, как это и положено в оперетте, всё закончилось благополучно.
Первая премьера – спектакль «Игра с Джокером», поставленный Рубеном Симоновым и Григорием Яроном, – состоялась 24 ноября 1927 года. От этой даты и принято отсчитывать историю нового театра, обосновавшегося в саду «Эрмитаж». Когда отцы-основатели ломали голову над тем, как его назвать, было придумано много названий, но ни одно не устроило всех. В итоге остановились на самом лаконичном и вместе с тем ёмком – «Московская оперетта». Григорию Ярону, ставшему его художественным руководителем, было чуть более тридцати...
А всего через месяц, в декабре, был сыгран новый спектакль, сочинённый Исааком Дунаевским специально для молодого коллектива. Весёлые, остроумные, озорные «Женихи», так непохожие на заграничные оперетты, сразу обеспечили театру любовь публики. Эта любовь пребывает с ним и поныне.
Об актёрах, составивших славу «Московской оперетты», можно с равным успехом написать и оду, и диссертацию, но ни поэту, ни учёному не раскрыть до конца секретов их дарования. Татьяна Шмыга и Герард Васильев, Лилия Амарфий, Светлана Варгузова, Юрий Веденеев...
Оперетта – странный жанр. Ни один другой, если говорить о жанре в целом, а не об отдельных спектаклях, не критикуют так яростно. Но какому другому так предана публика! Чем сумрачнее жизнь, тем сильнее потребность в глотке волшебного эликсира счастья и радости. Муза оперетты, да простят мне эту невольную высокопарность, не молчала даже тогда, когда гремели пушки.
22 июля 1941 года шла «Сильва». В зале был аншлаг. Публика смеялась и аплодировала, сюжет катился к финалу, но в тот момент, когда старый князь Воляпюк уже собрался устроить своей жене скандал по поводу её артистического прошлого, объявили воздушную тревогу. Директор театра бросился за кулисы к Ярону, игравшему многострадального князя, чтобы тот извинился перед публикой и остановил спектакль. Тот вышел на авансцену, сообщил о налёте, но зрители были единодушны: не страшно, играйте дальше! Это был первый воздушный налёт на Москву...
Возможно, оперетта выжила именно благодаря тому, что была разной. На афише театра прекрасно «уживались» Кальман и Кабалевский, Оффенбах и Милютин, Штраус и Дунаевский. Советская оперетта умудрялась находить своих героев в обычной жизни, и морякам, рыбакам и студентам зритель сопереживал не меньше, чем принцессам и цветочницам. «Белая акация» и «Вольный ветер», «Поцелуй Чаниты» и «Москва, Черёмушки». Эти спектакли до сих пор помнят и любят. А поиски внутри и за пределами жанра продолжаются.
В юбилейном сезоне зрителей ожидают новые спектакли – мюзикл А. Маркелова «Рикошет» по пьесе Ф. Вебера в постановке Алины Чевик, легендарная «Хелло, Долли!» Дж. Германа, за которую взялся лауреат «Золотой маски» Сергей Голомазов, и нечто совершенно грандиозное — мюзикл «Граф Монте-Кристо». Либретто по роману А. Дюма написал не нуждающийся в особом представлении Юлий Ким, а музыку – молодой композитор Роман Игнатьев. Встретимся в зрительном зале, господа! 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS