Academia Образцова / Автор идеи и руководитель проекта Б. Голдовский, составитель В. Шеховцев. – М., 2007. – 336 с.: ил.
Иногда мысль, вынесенная в заголовок, кое-кому кажется чересчур банальной. В частности тем, кто считает, будто история человечества связана с их появлением на свет. Явление это до того распространённое, особенно в творческой среде, что иные, даже на первый взгляд вполне здравые умы охотно готовы его поддержать.
Между тем в последние годы интерес общества к прошлому неизменно растёт. Успех энциклопедических изданий разного профиля – ещё одно тому подтверждение. Имеются в виду и переиздания, и выход в свет энциклопедий, не связанных даже с какой-то отраслью в целом, а посвящённых отдельным конкретным объектам, например театрам.
Начал это важное дело Московский театр имени Вл. Маяковского. Он выпустил двухтомную энциклопедию, вобравшую в себя 80-летний творческий опыт знаменитого коллектива. Первый её том посвящён персоналиям от «А» до «Я». Второй построен в хронологическом порядке: весь репертуар за 80 лет.
Чуть позже появилась двухтомная, приуроченная к вековому юбилею, энциклопедия Художественного театра. А совсем недавно энциклопедическое издание предпринял и ГАЦТК имени С.В. Образцова. Все эти книги сделаны по-разному, но их объединяет стремление создателей сохранить для будущих поколений бесценный опыт выдающихся мастеров сцены, многих из которых, увы, уже нет в живых.
«Академия Образцова» – так назвали энциклопедию её создатели. В ней нет специально написанных статей, она построена на публикациях современников, архивных материалах, эскизах и фотографиях разных лет. Каждый спектакль представлен точной датой своего рождения, постановочным коллективом и количеством представлений, которое он выдержал со дня премьеры. Здесь отсутствуют персонажи – даже о самых знаменитых мастерах мы получаем информацию лишь через спектакли, в создании которых они принимали непосредственное участие.
Трудно переоценить выход в свет подобного рода изданий. Недавно стало известно, что свои энциклопедии готовят Большой театр России и Татарский академический театр имени Галиаскара Камала. Хотелось бы надеяться, что их примеру последуют и другие, кому есть кем и чем гордиться.
Всё это крайне важно в свете существующего сегодня явного дефицита энциклопедических сводов в области искуства.
Пятитомная «Театральная энциклопедия», появившаяся в 60-е годы, давно стала библиографической редкостью. К тому же она нуждается в уточнениях, дополнениях и изменениях с учётом тех событий, которые произошли в последующие годы. Изданная сравнительно недавно однотомная «Энциклопедия русского драматического театра» страдает поверхностностью, непродуманностью словника, отсутствием статей о драматургах, будто не с драматургии начинается история театра, большим количеством досадных ошибок.
Но пока появится новая многотомная театральная энциклопедия, выход в свет книг, о которых речь шла выше, может восполнить существенный пробел в науке о театре, ибо любая из них – это прежде всего серьёзное научное издание. К тому же в самой полной театральной энциклопедии может не найтись места для всех без исключения служителей Мельпомены. Зато в энциклопедии, связанной с конкретным театром, как правило, никто не забыт, ничто не забыто. В такой обстоятельности особое достоинство подобного рода изданий, призванных сохранить связь веков, ибо без опыта прошлого нет и не может быть надежд на успехи в будущем. Уверен, со временем это осознают даже самые безнадёжные нигилисты.