Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Без прошлого нет будущего

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Academia Образцова / Автор идеи и руководитель проекта Б. Голдовский, составитель В. Шеховцев. – М., 2007. – 336 с.: ил.

Иногда мысль, вынесенная в заголовок, кое-кому кажется чересчур банальной. В частности тем, кто считает, будто история человечества связана с их появлением на свет. Явление это до того распространённое, особенно в творческой среде, что иные, даже на первый взгляд вполне здравые умы охотно готовы его поддержать.
Между тем в последние годы интерес общества к прошлому неизменно растёт. Успех энциклопедических изданий разного профиля – ещё одно тому подтверждение. Имеются в виду и переиздания, и выход в свет энциклопедий, не связанных даже с какой-то отраслью в целом, а посвящённых отдельным конкретным объектам, например театрам.
Начал это важное дело Московский театр имени Вл. Маяковского. Он выпустил двухтомную энциклопедию, вобравшую в себя 80-летний творческий опыт знаменитого коллектива. Первый её том посвящён персоналиям от «А» до «Я». Второй построен в хронологическом порядке: весь репертуар за 80 лет.
Чуть позже появилась двухтомная, приуроченная к вековому юбилею, энциклопедия Художественного театра. А совсем недавно энциклопедическое издание предпринял и ГАЦТК имени С.В. Образцова. Все эти книги сделаны по-разному, но их объединяет стремление создателей сохранить для будущих поколений бесценный опыт выдающихся мастеров сцены, многих из которых, увы, уже нет в живых.
«Академия Образцова» – так назвали энциклопедию её создатели. В ней нет специально написанных статей, она построена на публикациях современников, архивных материалах, эскизах и фотографиях разных лет. Каждый спектакль представлен точной датой своего рождения, постановочным коллективом и количеством представлений, которое он выдержал со дня премьеры. Здесь отсутствуют персонажи – даже о самых знаменитых мастерах мы получаем информацию лишь через спектакли, в создании которых они принимали непосредственное участие.
Трудно переоценить выход в свет подобного рода изданий. Недавно стало известно, что свои энциклопедии готовят Большой театр России и Татарский академический театр имени Галиаскара Камала. Хотелось бы надеяться, что их примеру последуют и другие, кому есть кем и чем гордиться.
Всё это крайне важно в свете существующего сегодня явного дефицита энциклопедических сводов в области искуства.
Пятитомная «Театральная энциклопедия», появившаяся в 60-е годы, давно стала библиографической редкостью. К тому же она нуждается в уточнениях, дополнениях и изменениях с учётом тех событий, которые произошли в последующие годы. Изданная сравнительно недавно однотомная «Энциклопедия русского драматического театра» страдает поверхностностью, непродуманностью словника, отсутствием статей о драматургах, будто не с драматургии начинается история театра, большим количеством досадных ошибок.
Но пока появится новая многотомная театральная энциклопедия, выход в свет книг, о которых речь шла выше, может восполнить существенный пробел в науке о театре, ибо любая из них – это прежде всего серьёзное научное издание. К тому же в самой полной театральной энциклопедии может не найтись места для всех без исключения служителей Мельпомены. Зато в энциклопедии, связанной с конкретным театром, как правило, никто не забыт, ничто не забыто. В такой обстоятельности особое достоинство подобного рода изданий, призванных сохранить связь веков, ибо без опыта прошлого нет и не может быть надежд на успехи в будущем. Уверен, со временем это осознают даже самые безнадёжные нигилисты. 

Борис ПОЮРОВСКИЙ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS