Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Без пятого акта

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

А. Ястребов. Мужчина от 17 до 71: Режиссура возрастных кризисов. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 272 с.

Есть несколько причин для того, чтобы, взяв в руки новую книгу Андрея Ястребова «Мужчина от 17 до 71: Режиссура возрастных кризисов», тут же положить её в свой отпускной чемодан, не размениваясь на поверхностное пролистывание и проглядывание.

Первая и главная причина – вряд ли в каком-либо современном издании собрано воедино столько цитат из писем русских классиков, обращённых не только к своим адресатам, но и к последующим поколениям. Тема физиологических и душевных возрастных изменений, под которую они подобраны, пожалуй, одна из тех, что интересует без исключения всех читателей, не только мужчин, но и женщин, не только от «17 до 71», но и несколько раньше и много позже.

Так в книге, предполагающей лишь толкования, наблюдения и умозаключения, появляются главные герои – писатели и их литературные персонажи. А вместе с ними и динамика, свойственная хорошей пьесе, переломными моментами которой становятся не сюжетные коллизии, а кое-что похлеще – цифры 25, 27, 30, 33, 35, 40, 60, 70… Ведь «в письмах, дневниках И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова возраст обретает форму речи».

Вот, к примеру, что пишет 38-лет­ний Ф.М. Достоевский 26-летнему А.Е. Врангелю: «Прочёл с крайним участием Ваше письмо. Что это Вы мне пишете, дорогой мой, о своём сердце, что оно уже не может жить по-прежнему? И когда же? В 26 лет. Но разве это возможно? Просто Вы сами не знаете Ваших сил. Выдержав два раза сердечную горячку, Вы думаете, что истощили всё. А впрочем, это естественно думать. Когда нет нового, так и кажется, что совсем уже умер. Так и все думают. Но сердце человеческое живёт и требует жизни…» Цитируя письма или отрывки из литературных произведений, Андрей Ястребов обязательно указывает возраст пишущего или говорящего. Эксперимент простой, но неожиданно много добавляющий к привычным с детства образам Рудина, Павла Кирсанова, Лаврецкого.

В книге прослеживается взаимосвязь возраста писателя и отношения его к более молодому или же старшему герою: «Тургеневу, когда он пишет «Дворянское гнездо», 41 год.

С ревностным пристрастием автор наблюдает за героями моложе тридцати, с удовлетворением обнаруживает в их здоровой психологии неприятные черты. Например, в «Дворянском гнезде» дан оскорбительный портрет 27-летнего героя». Своего же ровесника Павла Петровича Кирсанова Тургенев делает «отчаянно несчастным», и причину тому, по мнению А. Ястребова, можно найти, если «сопоставить произведения писателя с его письмами…»

Письма великих задают не только тональность всей книге, но и особый ритм. И это вторая причина, по которой её не стоит читать второпях. Какие факторы нашей жизни программируют возрастное поведение человека? Почему в современном обществе юность узурпирует право на первое место? Автор предлагает ответы на эти вопросы, но в такой форме, которая оставляет читателю пространство для рефлексии, для внутреннего несогласия или открытого спора. «Те, кто не испытал возрастных кризисов, проживают жизнь, как скрытые дети, они не склонны совершенствоваться и живут в иллюзорном мире».

С этим, пожалуй, не поспоришь. А вот дальше:
«Каждый из нас убеждён, что с любой проблемой можно справиться, достаточно иметь о ней теоретическое представление. В действительности всё иначе. Знание перестаёт работать там, где человек сталкивается с осознанием своей физической и психической инволюции».

Это уже повод скрестить шпаги. Равно как и заключительный завет автора: «Главное – не дрогнуть и не сдаться. Пусть всё случится, как в шекспировских трагедиях, только без пятого акта. Нескончаемый четвёртый акт – высокая трагедия, страсть, фарс, ирония, торжество надежды. Только без пятого акта. Подольше без него». Но разве не пятый акт подчёркивает состоятельность любой пьесы?

К творчеству Андрея Ястребова «ЛГ» обращается не первый раз. Год назад (№ 9–10, 2009 г.) под рубрикой «Листая рукопись» были опубликованы отрывки из его книги «Женщина: модель для сборки. Книга для мужчин». Думаю, его новая книга вызовет не меньший интерес.

Наталья ГАМАЮНОВА

 

Обсудить в группе Telegram

Наталья Гамаюнова

В 1988 г закончила школу № 67, филологический к... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS