Главный редактор сайтов Стихи.ру и Проза.ру пророчит большое будущее сетевой литературе
Дмитрий Владимирович Кравчук — один из самых успешных литературных менеджеров России. Родился в 1977 году, живёт в Москве. В 2000 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «телекоммуникационные системы и сети». Работал программистом и проектировщиком интернет-порталов. Помимо литературных сайтов Стихи.ру и Проза.ру разработал ряд других проектов, в том числе систему регистрации доменов и интернет-портал «Вокруг света». Пропагандирует отказ от литературы на бумажных носителях в пользу электронных, инициатор движения «Сохраним лес». Награждён Союзом писателей России за вклад в русскую литературу и всестороннюю помощь авторам.
— Дмитрий, ты по образованию «технарь». А с чего вдруг возникла идея заняться литературными сайтами? Почему не сайты знакомств или какие-то рекламные проекты — то, что приносит большую прибыль?
— Когда я окончил институт, как раз началась эпоха зарождения Рунета, и в нём было очень мало ресурсов для пользователей. Естественно, у меня возникло желание сделать что-то полезное. А самые полезные сайты — те, которые предоставляют пользователю возможность самостоятельно наполнять их содержанием, называемым на интернет-жаргоне «контентом». Именно они развивались быстрее других и вскоре превратились в огромные порталы или социальные сети. Все мы знаем успешные фотохостинги, сайты для общения с одноклассниками и сайты знакомств. Подобные проекты сложно реализовать технически, особенно если там много фотографий и видео. С текстами работать проще, они занимают меньше места, их легче хранить. Правда, эта ниша совсем не прибыльная и этим мало кто хотел заниматься. А я о прибыли не думал.
— На сегодняшний день сайты Стихи.ру и Проза.ру вне конкуренции? В чём их уникальность?
— Они предоставляют возможность любому автору опубликовать свои произведения в интернете. Мы не проводим какого-либо предварительного отбора и не решаем, что публиковать, а что нет. Наша процедура максимально проста: автор регистрируется (заполняет небольшую форму с указанием своего настоящего имени или псевдонима) и сразу же получает свою персональную страницу, где он может разместить фото и опубликовать любое количество произведений. И что самое главное — читатели могут высказываться об этих текстах, писать отзывы или рецензии. Таким образом, у автора появляется мгновенная обратная связь с аудиторией. На сегодняшний день Стихи.ру и Проза.ру являются самыми крупными литературными ресурсами в Рунете. Это можно измерить объективно. Во-первых, по количеству авторов и произведений: на текущий момент у нас опубликовано более 7 млн текстов и зарегистрировано 200 тыс. авторов. Кроме того, независимые счётчики посещаемости показывают, что на оба сайта заходит в общей сумме около 100 тыс. человек в сутки. Я не знаю российских бумажных литературных журналов, которые могли бы похвастаться подобным тиражом, их обычные цифры — порядка тысячи экземпляров в месяц. Конечно, в интернете есть и другие литературные сайты, они появлялись обычно так: кто-то из наших авторов, обладающий навыками программирования, решался создать собственный ресурс и реализовать какие-то новшества, которые мы не успевали ввести у себя. Таких сайтов уже два десятка, но их аудитория значительно меньше нашей.
— Но при таком огромном числе пользователей неизбежно возникают проблемы самого разного характера. Мне, к примеру, приходилось встречать на Стихи.ру авторов, выдававших стихи Есенина за свои. Понятно, что Сергей Александрович не встанет из гроба, не потребует соблюдения авторских прав. Как решается вопрос с плагиаторами?
— Под каждым текстом есть небольшая форма «заявить о нарушении правил», и если кто-то из читателей заметил нарушение, он отправляет сигнал модератору. Когда модератор устанавливает факт нарушения, он удаляет текст. Но если в случае с Есениным можно свериться с «каноническими» текстами, то в споре двух авторов нужно определить, кто из них написал текст первым. По закону бремя доказательства своей правоты ложится на автора. Кто предоставит более убедительные подтверждения, что он был первым, тому и поверим. На нашем сайте для фиксации приоритета разработана следующая схема: на каждый текст мы выписываем электронное свидетельство о публикации, в котором фиксируем дату размещения и первоначальную редакцию. Если оба текста размещены у нас, то достаточно сверить свидетельства о публикации. Если не у нас — тогда сложнее, ведь автор мог разместить текст на своей домашней страничке, находящейся на другом портале, только вчера и поставить прошлогоднюю дату.
— Некоторые пользователи, изгнанные с твоих сайтов за различные нарушения, говорят о жесточайшей цензуре, царящей на Стихи.ру и Проза.ру...
— Обычно под цензурой подразумевается вмешательство государства в творческий процесс по политическим соображениям. У нас ничего подобного нет. Пожалуй, Стихи.ру и Проза.ру — самые демократичные серверы Рунета в связи с отсутствием какой-либо редакционной политики. Нет «вкусовщины», как в журналах, мы не отказываем в публикации текстов, которые другой редактор посчитает «слабыми». Качественные оценки всегда субъективны. У нас нет политических или религиозных ограничений, и даже допустимые моральные рамки трактуются достаточно широко. Например, в текстах разрешена нецензурная лексика. Но есть правила, где указано, что авторы должны уважительно относиться к личности других людей. Если допускаются оскорбления в чей-либо адрес, модератор удаляет эти тексты, а в случае систематических нарушений блокирует страницу такого автора. К сожалению, существуют плохо воспитанные или не совсем адекватные люди, которым приходится отказывать в предоставлении наших услуг. Собственно, подобная система модерации существует давно и везде, на всех сайтах и форумах, где предусмотрено общение. Дело только в количестве. Если процент неадекватных людей постоянен и составляет, к примеру, 0,5% от общего числа пользователей, то при наших двухстах тысячах зарегистрированных авторов — это целая тысяча невменяемых, поэтому у модераторов много работы.
— Когда, по твоим прогнозам, литература окончательно перейдёт на электронные носители?
— Точно сказать трудно, но вполне вероятно, что в ближайшие несколько лет. Для этого необходимо появление удобных электронных носителей. Уже сейчас практически все произведения можно найти в интернете, и если не бесплатно, то намного дешевле, чем в виде традиционных книг. Но читать с экрана неудобно, устают глаза, особенно на старых лучевых мониторах. Техника не стоит на месте, и уже появились устройства с так называемой «электронной бумагой»: изображение на экране без подсветки и расходует батарейку только на перелистывание страниц. Собственно, технология напоминает обычную офсетную печать: на экране под стеклом находятся специальные капсулы с краской, которые притягиваются микроскопическими магнитами. Нажали на кнопку — пришёл электронный импульс на определённые магниты, и вам напечаталась страница. Такое устройство уже выпущено несколькими производителями, правда, пока оно стоит недёшево и не умеет скачивать тексты из интернета. Осталось сделать технологию более доступной для масс и подключить к Сети. И тогда бумажные типографии будут не нужны. Ведь в двадцать первом веке уже неэтично переводить леса на бумагу.
— В наше время автор может обойтись без сетевой раскрутки?
— Без раскрутки не может обойтись ни один автор. Если автор что-то написал, читатели об этом не узнают до тех пор, пока их не оповестят. Раньше, при советском строе, для этих целей служил государственный ресурс. Партия и правительство определяли, какое чтение полезно для народа, издавали книжки и поставляли во все магазины. Разумеется, круг издаваемых авторов был ограничен, и попасть в него было трудно. Они гордо именовали себя профессиональными писателями и придумали унизительный термин «самиздат» для тех, кто остался за бортом. К счастью, сейчас благодаря интернету каждый автор получил право найти своего читателя. Произошла некоторого рода революция, и количество читателей отдельных произведений в сети уже обгоняет бумажные тиражи. Многие «властители дум» были свергнуты, на их место пришли новые авторы из интернета.
В качестве иллюстрации приведу пример с нашим хорошо известным поэтом Евгением Евтушенко. Для поддержки рок-оперы «Идут белые снеги» его пресс-служба попросила нас провести рекламные мероприятия на сервере Стихи.ру. Мы сделали для него страничку и опубликовали там некоторые стихи. Это была целая рекламная кампания с розыгрышами приглашений на рок-оперу, с конкурсами пародий на Евгения Александровича и пр. А ведь это Евтушенко, которому, казалось бы, никакая реклама не нужна. Тем не менее он счёл необходимым проанонсировать своё мероприятие в Сети и привлечь интернет-аудиторию.
Вообще, сетевая раскрутка отличается от обычной тем, что позволяет работать адресно. Ведь для того, чтобы быть хорошим поэтом, вовсе не обязательно собирать стадионы. Важнее круг людей, близких по духу. Этот круг может быть небольшим, но именно он представляет настоящую ценность для поэта. Он будет всегда с вами, где бы вы ни находились — в другом городе или на другом континенте. Эти люди будут оперативно читать ваши новые стихи и высказывать вам своё мнение. Я бы сказал, что настоящая цель сетевой раскрутки — найти этот круг, того самого «своего читателя».
— А что Вознесенский делал на Стихи.ру?
— Андрей Андреевич всегда следил за модой, и как только появился интернет, не мог не посвятить ему стихи и даже целые поэмы: «Чат молчания», «Точка ru»… Размещал он стихи и на нашем сайте, правда, не сам, а через своего секретаря. Кстати, на сайте было две его страницы: одна под реальной фамилией, другая — под псевдонимом. Что любопытно, на первой читатели оставляли восторженные или, наоборот, критические отзывы, кипели жаркие дискуссии, а вторая так и осталась никому не известной, хотя на ней тоже были размещены стихи мэтра. Это к вопросу о раскрутке. Даже самые хорошие стихи в ней нуждаются, иначе их никто не заметит.
— Какими ты видишь свои сайты лет через десять?
— Я надеюсь, что со временем значимость нашего дела будет только усиливаться. Литературный процесс для молодых авторов, которые «на ты» с компьютером, уже переместился в интернет. Я надеюсь, что мы сможем стать той средой, в которой будет формироваться новая русская литература.
— Ты, наверное, находишься в поле зрения властей как главред столь крупных литсайтов? Как власть относится к интернету?
— Нормально относится. Как известно, президент Дмитрий Медведев сам является активным пользователем. В прошлом году он лично приезжал на Российский интернет-форум — отраслевую встречу интернетчиков. Правда, Дмитрий Анатольевич не поэт, вместо этого он предпочитает вести блог в ЖЖ («живом журнале»). Но среди руководителей страны есть и поэты, Владислав Сурков, например. Я не занимался их поиском на Стихи.ру, да и вряд ли они публикуются под своими настоящими именами. Люди такого уровня обычно скрываются за псевдонимом, начиная от «К.Р.» — Великого князя Константина Романова и заканчивая «А. Осенёвым» — председателем Верховного совета СССР Анатолием Лукьяновым. А вообще, по статистике, поэты составляют примерно 1% населения страны. И ещё 20% не пишут сами, но читают стихи. Среди них тоже есть государственные деятели, например председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов. Мы виделись с ним на встрече с представителями интернет-общественности, и он рассказывал, что любит читать стихи именно в Сети.
— 21 марта в Центральном Доме литераторов прошёл 10-й Всемирный день поэзии под эгидой ЮНЕСКО. Какова была твоя роль в организации этого мероприятия?
— 10 лет назад ЮНЕСКО учредило этот праздник с подачи российской стороны, одним из инициаторов был поэт Константин Кедров — активный автор Стихи.ру. Последние 9 лет он вместе со своей литературной группой ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз) организовывал и проводил этот праздник на различных площадках. А десятый, юбилейный, День поэзии мы решили провести вместе и пригласить в ЦДЛ широкий круг поэтов. В Большом зале была официальная часть и литературная программа, а в фойе установили свободный микрофон. Кроме того, в этот день мы учредили Союз поэтов интернета. Это новый творческий союз, задача которого — структурировать литературное пространство в Сети. В правление вошли руководители всех основных писательских союзов: Русского ПЕН-центра, Союза писателей России, Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, а возглавил его Константин Кедров — президент московской ассоциации поэтов ЮНЕСКО. Мы не конкурируем с другими писательскими организациями, а, наоборот, хотели бы привлечь к ним внимание в Рунете.
Беседовал