Разговор о нравственных и духовных истоках милицейской профессии
Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные требования и начала, знаменитый русский юрист Анатолий Фёдорович Кони убеждённо говорил: только в юные годы, годы учёбы и постижения жизни. В повседневной работе среди злободневных вопросов зачастую бывает уже не до того, тогда уже поздно. И недаром призывал Николай Васильевич Гоголь: «Забирайте с собою, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге… Не подымете потом!»
О кризисе духовности, утрате традиционных ценностей, падении нравов и беспомощности любых воспитательных усилий говорилось везде и всегда, едва только государства вступали в смутные исторические эпохи перемен. Россия, увы, исключением из общего правила не стала. В наследство от времён шоковых реформ и дикого капитализма нам досталось ужасающее состояние нравов буквально во всех сферах общества.
В 2007 году в стране проводилось социологическое исследование, в ходе которого людям задавали вопрос: можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть? Среди ветеранов только 21 процент согласился на то, чтобы их дети пошли против совести ради обогащения. А 59 процентов убеждённо ответили: пусть лучше наши дети будут бедными, но честными. Совершенно противоположная картина была среди молодых. Только 28 процентов считали, что нравственными принципами ради богатства жертвовать нельзя. А 54 процента – то есть каждый второй! – готовы преступить нормы морали, чтобы обогатиться и достичь успеха.
И вместе с тем постепенно приходит понимание того, что жизнь «по понятиям» – самое худшее, что мы могли сами с собой сделать. И что теперь только от нас зависит, вернёмся ли мы наконец к тому, от чего опрометчиво отказались во имя «выживания в агрессивной рыночной среде». К традициям самопожертвования ради блага других, к неподкупности и нравственной чистоплотности, к верности профессиональному и человеческому долгу, к бескорыстию, милосердию и доброте в конце-то концов…
Это можно отнести ко всему обществу вне зависимости от того, чем занимаются его граждане. Но есть профессии, представителям которых такое «возвращение к идеалам» не просто нужно, а необходимо как воздух. Например, правоохранительным органам, службе в которых каждый из авторов этой статьи посвятил значительную и, наверное, самую значимую часть собственной жизни. Дефицит таких ключевых для любого человека ценностей, как коллективизм, патриотизм, верность высоким нравственным идеалам, в правоохранительной сфере чреват не просто «досадными упущениями», но и тяжелейшими долговременными последствиями. Духовно-нравственная культура сотрудника милиции – это основа его профессионализма, без чего об эффективности работы органов правопорядка говорить невозможно. Любые же оправдания жестокости или взяточничества, чёрствости или халатности ссылками на «рыночную психологию», «новые стандарты», «сложную обстановку» и т.п. права на существование и употребление не имеют.
Вполне исчерпывающе на этот счёт высказался в 2006 году президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов: «…Деньги и власть должны быть разъединены. Это тоже выбор каждого чиновника, каждого сотрудника государственного аппарата или сотрудника правоохранительного органа. Хотите зарабатывать деньги – идите в бизнес, хотите служить государству и реализовывать себя на государственной службе – живите на заработную плату, и давайте вместе бороться за её повышение».
СЛУЖИТЬ, А НЕ ВЫСЛУЖИВАТЬСЯ
Особое место и значение в системе профессионального образования сотрудников милиции приобретает сейчас проблема морально-этического воспитания. Органы внутренних дел подвержены тем же «болезням», что и остальное общество, они развиваются и меняются вместе с ним. Понятно, что без «издержек» здесь не обойтись. Процесс изменения социальных ценностей и ориентиров человека – явление объективное, оно сопровождает изменение всей системы общественных отношений. Вопрос в другом – можно ли допустить, чтобы органы правопорядка, на которые в обществе возложена особая роль, «прогибались под изменчивый мир»? И если говорить о нравственных ценностях сегодняшних сотрудников органов внутренних дел, то соответствуют ли они подлинным потребностям обеспечения безопасности личности, общества и государства?
Мнение общества на этот счёт – резкое, порой одностороннее и предвзятое – многократно растиражировано СМИ. Это вполне объяснимо: «любить» силовую структуру (которой, как ни крути, правоохранительные органы были, есть и будут всегда) не склонны граждане даже самых благополучных стран. Однако, ни в коей мере не пытаясь защитить честь мундира и «обелить» отдельных недобросовестных наших коллег-сотрудников, должны заметить: к любой проблеме надо подходить объективно. Вопрос сейчас даже вообще не о «любви» и не о «симпатии». Пока что программа-минимум для российской милиции – заслужить уважение и доверие людей, доказать делом, что девиз милиции, вышитый золотом на её знамени, – «Служа Закону – служу народу!» – не громкие декларации и не пустые слова. А для этого нам важно пересмотреть многое в подходах к своей повседневной практике, в профессиональной этике и служебном этикете. Не забывая при этом, что милиция создана народом и служит ему, являясь по сути своей действительно народной милицией, в основе профессионализма которой люди хотели бы видеть культурно-эстетическую зрелость и, пусть никто не удивляется, привлекательность. Да, именно привлекательность образа солдата правопорядка! Для реализации этой цели в 2002 году в Московском университете МВД России создана кафедра профессиональной этики и эстетической культуры, которая работает в тесном взаимодействии с практическими подразделениями органов внутренних дел.
И всё же, будучи реалистами, давайте честно посмотрим в глаза друг другу. Что же происходит на деле?
В нынешних условиях у сотрудников милиции нет и, видимо, не скоро появится достаточно «социально-экономических» стимулов к тому, чтобы отдавать своему делу все силы, зачастую – здоровье, а то и жизнь (по статистике, в год при исполнении служебных обязанностей гибнет около пятисот сотрудников милиции, более полутора тысяч сотрудников получают ранения. Количество же нервных стрессов никому и в голову не приходит учитывать – это в порядке вещей). Государство, увы, не гарантирует милиционерам ни достойных зарплат, ни социальной защищённости (она сегодня носит фиктивный характер), ни решения «квартирных вопросов»… А работать сотрудникам милиции всё равно надо так, чтобы служба действительно была Служением – людям, Отечеству… Каждый сотрудник милиции обязан знать и понимать, что на государственной службе – служат, а не обслуживают и не выслуживаются; зарабатывают авторитет, доброе имя, живут по средствам, сознательно жертвуют своим здоровьем и лучшими годами жизни. Правда, на Руси не зря испокон веков говорилось: «От трудов праведных не наживёшь палат каменных». Служба в милиции и есть такой вот «труд праведный», и далеко не всем он по плечу.
Может быть, кому-то это покажется пафосным, но в сложившихся условиях ничего более действенного, чем воспитание у наших сотрудников высокой духовно-нравственной культуры, основанной на человеческом достоинстве и профессиональной чести, «изобрести», по-видимому, нельзя. Путь по прямой иногда и вправду оказывается кратчайшим.
ДЛЯ КОГО НЕ ПИСАН КОДЕКС?
Святитель Феофан Затворник называл воспитание «самым святым из всех святых дел». Материалист Чарлз Дарвин, в свою очередь, писал: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путём такого (постоянного) упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а ещё вернее – на нравственных качествах...» Духовность – понятие универсальное, внеконфессиональное, общечеловеческое. Основы нравственности едины для всех. Разве что надо помнить: осознанный нравственный выбор для человека бывает очень нелёгким. Даже если речь идёт о выполнении простых будничных обязанностей.
Во все правоохранительные органы мира отбор кандидатов производится на основе высоких критериев, предъявляемых к духовно-нравственным качествам личности, уровню её культуры, интеллигентности. Убеждены, что это не благое пожелание, а объективная потребность нашей милицейской профессии. Человек может быть прекрасным специалистом в своём деле (в совершенстве владеть мастерством раскрытия преступлений, быть незаменимым в искусстве оперативной работы), но главный вопрос здесь состоит в том, кому и чему служит это мастерство.
Люди доверяют тем, в ком они видят своего настоящего помощника и надёжного защитника. Ещё раз подчеркнём, что именно такой и должна быть милиция, созданная людьми и для людей. А что в жизни? Стараясь разрешать проблемы повышения эффективности правоохранительной работы, мы всё глубже замыкаемся на вопросах внутренней организации или, точнее, ставим во главу угла преимущественно проблемы профессиональной морали и этики. И, как правило, забываем при этом, что в первую очередь необходимо отталкиваться не от своих, корпоративных, забот, а от повседневных нужд и психологии людей, которым служим. В этом, пожалуй, и состоит серьёзный стратегический просчёт правоохранительной идеологии (хотя накопленные за 200 лет существования российской милиции (полиции) богатые профессиональные традиции и опыт позволили бы этой ошибки избежать).
Осенью 1993 года в Российским МВД принят Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Нравственный посыл, заложенный в Кодексе чести, между тем не потерял своей актуальности и сейчас, когда общество сделало громадные шаги к созданию стройной правовой системы взамен всеобщего «беспредела» 90-х годов прошлого столетия. Сегодня, спустя пятнадцать лет, немало руководителей милицейских подразделений МВД высказывают своё неудовлетворение и разочарование – мол, «не работает» кодекс, благие пожелания как мостили известную дорогу, так и мостят.
Но закономерный вопрос: а не эти ли «граждане начальники» в первую очередь и виноваты в том, что их подчинённые за это время даже не потрудились прочитать кодекс до конца и «нутром принять» все двенадцать его статей? Что уж говорить о неукоснительном повседневном выполнении всего свода нравственных требований, предъявляемых МВД к моральному облику каждого из нас, если руководители подчас забывают важнейшую заповедь: руководить – значит воспитывать, а ведь эффективное воспитание невозможно без учёта норм и принципов профессиональной этики и служебного этикета. Если кодекс «не работает» – это ещё не признак его несовершенства. Это лишь свидетельство того, что «почва» для него подготовлена плохо. Личная безответственность и нравственная глухота способны загубить любое благое дело и полезное начинание. Значит, нужно вновь и вновь настойчиво объяснять и требовать выполнения каждым сотрудником Кодекса чести. Может, тогда и не будет казаться «благим пожеланием» конституционное требование об отношении сотрудника милиции к любому человеку как к высшей ценности?
Сколько ещё потребуется приказов, директив и кодексов, чтобы научить сотрудника органов внутренних дел быть честным, чутким, чистоплотным? Бумаг можно настрочить сколько угодно. Однако подход к решению известен и прост – каждому начать с себя и помочь тому, кто рядом с тобой.
Если же на деле – иное, оно от лукавого. А значит, сотруднику милиции – и рядовому, и при солидных погонах – вдвойне необходимы зоркость к человеческой фальши, нюх на чужую неискренность. Очень важно постоянно развивать в себе и чутьё к добру и злу. И никогда не идти на компромисс с собственной честью, понимая, что это означает измену и поражение – перед собой и перед обществом. Нужно жить в гармонии с действительностью и в ладу с совестью.
ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ
Милицейская служба по всем статьям не сахар. Сотрудники милиции, как правило, первыми сталкиваются с самыми острыми проблемами общества, принимают (а то и «вызывают») огонь на себя. На человека, пришедшего работать в милицию, обрушивается поток негативной информации, которая слабого духом может попросту сломать. И дело не только в том, что эта работа физически достаточно тяжела. Строителю, наверное, приходится тяжелее, когда он в холоде и грязи месит бетон и возводит стены. Но когда здание завершено, строитель испытывает за творение рук своих законную гордость. Сотрудник милиции такого удовлетворения, как правило, лишён. Да, сегодня он добросовестно сделал свою работу: арестовал грабителя, предотвратил преступление, обезвредил убийцу, покушавшегося на чью-то жизнь… Но сам себе героем он будет казаться недолго. На следующий день к нему явится семья преступника: престарелая мать, отец-инвалид, жена, дети… Хочешь не хочешь, а «переоценки ценностей» не избежать. Закон восторжествовал – но семья потеряла кормильца, сына, мужа, отца… Спасение одних обернулось горем для других. Это нелёгкое противоречие знакомо многим профессионалам.
Важно учитывать и то, что наш сотрудник, выполняя свою работу, постоянно находится в состоянии опасности, риска. Но, не имея резерва морально-духовной прочности, он рано или поздно может «надломиться». И в этом случае (а они не единичны) мы получаем то, что на нашем профессиональном языке называется нравственной деформацией, которая, к великому сожалению, нередко приводит к самым трагичным последствиям вплоть до суицида.
Чем рискует строитель, если в работе обнаружились недочёты? Его заставят переделать и удержат премию, вот и всё. А милиционер, задержавший опасного преступника, идёт на работу, зная, что дома остались без всякой защиты жена и дети, а у бандита полно подельников, готовых отомстить… Это становится привычкой – садясь в машину, подумать, не взорвётся ли она в следующий миг. Идя по улице, оглядываться, чтоб не воткнули в спину нож… Расслабиться нельзя ни на секунду, и такой стресс способны выдержать только очень сильные духом люди с нравственным «стержнем».
Государство, безусловно, заслуги милиционеров-героев ценит весьма высоко. В центре Москвы, на Трубной площади, возвышается памятник «Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга», колонну которого венчает образ Георгия Победоносца – символ победы добра над злом и мракобесием. Недавно выпущена в свет книга «Герои России»: в ней запечатлены подвиги наших современников, патриотов Отечества – сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД Российской Федерации. Соорудить памятник – это не значит успокоиться и забыть о тех людях, которые в самом ярком, активном возрасте, в лучшие годы своей жизни каждый день идут на риск. Между тем в СМИ днём с огнём не сыщешь хоть каких-то позитивных материалов об этой действительно опасной и трудной службе. «Чернуху» гнать намного проще, да и резонанс от неё эффектнее. Когда-то Наполеон сказал, что четыре газеты могут сделать больше, чем стотысячная армия (во времена французского императора не было ТВ, многократно усилившего этот эффект). Так или иначе, в итоге всех перекосов в борьбе за «правдивость» информации мы порой получаем информацию однобокую. Такую, которая даже самого убеждённого гуманиста заставит опустить руки и уж точно не употребить свои таланты на благо тех, кого все массмедиа дружно клеймят позором и презрением, аккуратно «не замечая» в них каких бы то ни было перемен к лучшему. Даже если они в реальности есть.
Это намного серьёзнее, чем обычное правило «житейской» психологии, это аксиома: сегодня забудем о человеке, совершившем подвиг, – завтра забудут и о нас. Сегодня не поможешь убелённому сединами ветерану – завтра не удивляйся человеческой чёрствости в свой адрес. Добро становится великой силой, лишь когда оно преемственно и передаётся от человека к человеку. Так должно быть. Иначе теряется смысл и добра, и подвига, и благородного поступка.
«И ДРУГОГО ВОЗНЕСТИ…»
Николай Васильевич Гоголь в «Правиле жития в мире» писал: «...воспитать другого и подать ему душевную истинную помощь мы можем тогда, когда достигли сами до высочайшего незлобия, когда никакие оскорбления не могут оскорбить нас. Тогда и разум наш получает свет и может наблюдать поступки других, видеть их прегрешения и научать нас, как избавляться от них... На сем основана жизнь: учиться самому и научать других, и самому вознестись и другого вознести...»
В Московском университете МВД России, в котором нам выпала честь служить с первого дня его основания, более ста пятидесяти докторов и пятисот кандидатов наук учат курсантов и слушателей работать с умом, а жить – по совести, передавая им свой опыт достойного поведения, мужества и благородства.
Нам не стыдно за наших учеников и наших коллег. Подавляющее их большинство верой и правдой, высоким профессионализмом и мужеством служат Отечеству. Вот, например, несколько историй сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, которым недавно в торжественной обстановке в одном из лучших залов столицы торжественно вручили премию «Честь и доблесть».
Тагир Кумышев, начальник отделения уголовного розыска, полковник милиции из Кабардино-Балкарии (номинация «Преодолевшему судьбу»). При проведении в городе Баксане операции по задержанию участников бандформирований он, не мешкая ни секунды, накрыл своим телом гранату, брошенную бандитами. Получил множественные ранения. Выжил. Обратился с рапортом к министру внутренних дел республики и был оставлен на службе в органах внутренних дел.
Андрей Сычиков, прапорщик милиции из города Омска. На свою небольшую зарплату он содержит четырнадцать (!) детей, двое из которых родные, а двенадцать приёмные (премия вручена «За гуманизм и великодушие»).
Людмила Ковальчук, майор милиции из города Ханты-Мансийска. Неоднократно участвовала в задержании особо опасных преступников. Ежегодно при её личном участии раскрывается свыше ста преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. В ходе одной из спецопераций Людмила внедрилась в преступную группировку, сумела собрать доказательства и, несмотря на полученные ранения, обезвредить преступников. Премию получила «За героизм и мужество».
Эти и многие другие сотрудники-герои для нас, кадровых офицеров милиции, имеющих в своём жизненном багаже десятилетия службы, для профессоров, доцентов и преподавателей Московского университета МВД России являются предметом гордости, на примерах которых мы учим и воспитываем наших курсантов, будущих офицеров милиции.
Многие из них уже успели, несмотря на юный возраст, прекрасно проявить себя. Так, курсанты университета принимают самое активное участие в охране общественного порядка и обеспечения безопасности в Москве, особенно во время общественно значимых акций. Учитывая сложную обстановку последних лет, задача эта не из лёгких. В течение 2007 года пятнадцать курсантов факультета подготовки специалистов криминальной милиции (будущих оперативных сотрудников милиции) за смелость и решительность были отмечены не только начальником университета, но и начальником ГУВД по г. Москве. Особо хочется выделить мужественные действия курсантов: сержанта милиции Филиппа Лазарева (4-й курс) и рядового милиции Александра Беленцова (1-й курс), которые не дрогнули в минуту опасности и помогли сотрудникам милиции задержать и обезвредить опасных преступников. А какой мерой можно измерить человеческое тепло, бескорыстие и великодушие наших курсантов, по собственной инициативе взявшихся шефствовать над детским домом в подмосковной Рузе и всячески помогать сиротам? Наград за это не придумано, пусть читателям «Литературной газеты» станут известны имена рядовых милиции, курсантов 3-го курса международно-правового факультета университета Ксении Евраевой и Екатерины Кузь, взявшихся за это благое дело. У них появились последователи. Эстафета добра продолжается…
Да, профессия сотрудника органов внутренних дел – это зачастую демонстрация пределов человеческих возможностей, а значит – человеческого духа. По сложности и ответственности её вряд ли можно сравнить с какой-нибудь другой профессией. Общество хочет быть уверенным в высоком профессионализме, подлинной нравственности, духовности и культурности сотрудников милиции.
Мы и не думаем, как это, возможно, кому-то покажется, обелять и выгораживать мздоимцев, подлецов, хамов, носящих, к сожалению, милицейские погоны. Обидно лишь то, что их липкая тень накрывает настоящих профессионалов, подлинных героев нашего времени, которые мужественно, часто рискуя жизнью, служат бескорыстно закону, людям, Родине.
Всё взаимозависимо, всё – взаимообусловлено: правопорядок и безопасность, этика и культура, нравственность и профессионализм…
, начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник милиции, сотрудник московской милиции в третьем поколении
, профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член (академик) Академии проблем обороны, безопасности и правопорядка