Евгений Спицын. Брежневская партия. Советская держава в 1964–1985 годах.
– М.: Концептуал, 2021. – 784 с.
Книга «Брежневская партия» логически связана с предшествующими исследованиями автора «Осень патриарха» и «Хрущёвская слякоть», которые раскрывают историю Советского государства в совокупности факторов, столкновений позиций и персон. Спицын системно обобщает факты и представляет выдвигаемые интерпретации других историков, мемуаристов.
Название «Брежневская партия» указывает на объект анализа – высшие партийные, а соответственно и управленческие кадры периода руководства КПСС Брежневым. Партия названа в книге «брежневской», а не коммунистической, что само по себе отражает тенденцию перерождения партийной элиты. Партия в рассматриваемый период не была идейным и организационным монолитом. Спицын показывает расклад клановых сил в борьбе за высшую власть. Причём эта борьба никогда и не прекращалась, образовывались новые кланы, которые группировались вокруг тех или иных персоналий. Каждое назначение и снятие с ответственных должностей, перевод с одного поста на другой раскрывается историком через призму противодействия соответствующих клановых группировок. Брежневская днепропетровская группировка, шелепинская, косыгинская, андроповская, группировка украинствующих – вся эта невидимая за фасадом государства политическая конфигурация скрупулёзно реконструируется и представляет собой живую, занимательную, почти детективную историю.
Различия между группировками не исчерпывались вопросами о персональной власти. Каждая из них имела своё видение путей развития страны, осуществления реформ, отношений с внешним миром. Спицын показывает, что за внешней идеологической незыблемостью шла широкая непубличная полемика, рекрутировались кадры в среде учёных. Спицын показывает, в частности, что выдвинутые Горбачёвым проекты реформ готовились ещё до прихода того на пост генерального секретаря, загодя формировалась соответствующая команда обществоведов-рыночников. При этом существовали и альтернативные планы, связанные, в частности, с усилением системы государственного планирования.
Показательным являлся детально прослеживаемый вопрос об отношении партийной элиты к Сталину и сталинской системе. Приводятся аргументы сторонников реабилитации Сталина и десталинизаторов. Книги опираются в том числе и на широкие материалы статистики, выявляя причины обвала государственности. Обосновывается версия, что дело не в пороках системы, а в отступлении от модели, сложившейся в сталинский период, во внутренних системных противоречиях.
Полемизируя со сложившимися либеральными стереотипами, автор даёт высокую оценку профессиональным качествам лидеров СССР. И было бы действительно странным, если бы во главе одной из двух сверхдержав, как это представляли критики брежневизма, стояли посредственности или тем паче «маразматики». Спицын подчёркивает, что Брежнев и Черненко являлись незаурядными политиками и управленцами со своими недостатками и талантами. В книге представлен также ряд фигур, неизвестных широкому читателю или забытых, но игравших в своё время значимую роль.
К достоинствам исследования относится то, что автор приводит максимально широкий спектр взглядов, не скрывая систему аргументации оппонентов. И в этом отношении книга «Брежневская партия» могла бы быть использована не только при изучении истории, но и как комплексное историографическое пособие.
Вардан Багдасарян,
доктор исторических наук