Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Без страховки

01 января 2007

СОБЫТИЕ

Театр наций представил российскую премьеру спектакля Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт»

ИТАР-ТАССДля пожилых людей это было возвращение в молодость. Для молодых – трагическая и прекрасная love story из ушедшего ХХ века. Одно несомненно: равнодушных на протяжении этих десяти февральских вечеров в зале Центра имени Вс. Мейерхольда не было.

Я входила в состав первой из, как сейчас принято говорить, референтных групп и неминуемо вспоминала – перед спектаклем, во время него, по окончании – свою жизнь в семидесятые, когда не было большего праздника, чем попасть, прорваться на спектакли Таганки. Когда немыслимо было представить, чтобы кто-то из уважающих себя интеллигентов-шестидесятников не видел бы на сцене Высоцкого–Хлопушу, Высоцкого–Гамлета, Высоцкого–Лопахина, Высоцкого–Свидригайлова… Тогда, что называется, «в каждом доме» могло не быть только что появившихся мебельных гарнитуров или даже телевизора, но обязательно имелись затёртые до шипящего скрежета плёнки с записями мгновенно узнаваемого «сорванного» голоса. А уж повсеместно распространившаяся весть о романе, а потом и браке всеобщего кумира с прекрасной французской «Колдуньей» была воспринята чуть ли не как событие личной жизни, как предмет общей нашей советской гордости.

Мемуарная книга Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт» появилась через семь лет после смерти Владимира Высоцкого. Будучи довольно быстро, на «перестроечной» волне, переведена на русский, она даже успела вызвать здесь своей откровенностью и неведомым нашим читателям доселе резкостью и прямотой оценок некоторое подобие скандала. (Сегодня после всего того, что нам довелось прочесть и услышать за минувшие двадцать лет и о Высоцком, о его личной жизни, в частности, об этом просто смешно вспоминать – насколько же «неиспорченными» мы были.) Теперь эти слова, даже произносимые со сцены, вызывают разве что ностальгию. И другие печальные, но всё же прекрасные чувства.

Конечно, постаревшая, но всё равно красивая, истинная парижанка, вдобавок актриса, она рассказывает не таясь, «наедине со всеми» об их первой встрече, а точнее, сперва о театральном впечатлении – когда сразу, как ожог, его хриплый голос, обнажённый торс, бешеный темперамент того самого есенинского Хлопуши – а затем эта фраза, произнесённая им в первый же вечер знакомства: «Я люблю тебя давно». И последующий – не вопрос, а утверждение: «Ты станешь моей женой». Для большинства зрителей московских гастрольных спектаклей эта история наверняка больше чем известна, десятки раз слышана по телевизору – но сейчас, рассказанная от первого лица, она хочешь не хочешь пробирает, достаёт до болевых точек души.

Равно как и другой эпизод, до которого в реальном времени должно было пройти целых двенадцать лет, а здесь в спектакле – всего час с небольшим, когда громадные толпы людей, которых Марина увидела у Театра на Таганке, включили на погружённой в скорбь площади свои магнитофоны и устроили своеобразную перекличку, объясняющую степень народной любви куда сильнее любых, самых высокопарных слов. Голос Высоцкого, слова разных его песен, наступая друг на друга, звучали и в сегодняшнем московском зале, а собравшиеся слушали их вместе с его Музой.

Франция, Париж увидели премьеру «Владимира…», родившегося в театре «Буф дю Нор» в результате совместной работы автора-исполнительницы и режиссёра Жана-Люка Тардье, два года назад. В России, куда спектакль прибыл благодаря Государственному театру наций, новому министру культуры РФ Александру Авдееву и ряду крупных отечественных бизнесменов, он воспринимается, естественно, совершенно по-иному, обретает особые обертоны. Но думаю, и там, и здесь, и в любой другой точке земного шара зал не сможет не оценить в полной мере тот недосягаемо мужественный с точки зрения многих поступок немолодой и познавшей в своё время всемирную славу женщины – открыто рассказать о Нём и о Них двоих, отважившейся на публичную исповедь перед публикой. Спектакль уникальный, несравнимый ни с каким другим, притом что какой-то особой феерической «театральности» нет и в помине. Актриса просто играет – хотя слово «играет» здесь совсем не подходит – проживает ещё и ещё раз ею прожитое, пережитое. Время, чувство, судьбу.

Марина Влади на сцене одна… и не одна. Дело даже не в аккомпанирующем трио музыкантов – две гитары и контрабас, – умело справившихся с задачей быть необходимыми, но незаметными. Этот, по сути своей, моноспектакль, конечно же, не мог сложиться без ещё одного равноправного артиста-партнёра, живущего на подмостках в фонограмме, в глазах, фотоизображение которых время от времени возникает на экране-заднике. И, конечно, в песнях, которые она исполняет по-русски. Разумеется, совсем не так, как их исполнял он. Но с безусловным, всей жизнью и этим спектаклем доказанным правом на собственную трактовку…
Марине Влади, как и Владимиру Высоцкому, «есть, что спеть».

Анна КУЗНЕЦОВА

Обсудить в группе Telegram

Анна Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS