Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Без строптивцев нет настоящей жизни

01 января 2007

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

Для того чтобы вспомнить настоящего писателя, совсем не обязательно ждать юбилея. 1 июня родился выдающийся русский прозаик Борис Андреевич Можаев. Наш сегодняшний разговор – с известным критиком и литературоведом Андреем Михайловичем Турковым, хорошо знавшим Можаева и неоднократно писавшим о его творчестве.

– Вы много раз говорили, что Можаев – это явление в русской литературе. А в чём это выражалось?

– Это был действительно крупный писатель. Великолепный знаток не только деревни и сельского хозяйства, но и русского национального характера. В нём всё это совмещалось. Его очерки, повести и романы именно потому с таким трудом и проходили в печать, что в них была история нашей многострадальной страны. История одного из самых драматичных её периодов. Он делал великое дело, это можно даже назвать писательским подвигом. Через всю свою жизнь он пронёс тему о том, что земле нужен Хозяин. И это было довольно трудной и небезопасной миссией, потому что официальная пропаганда приучала к тому, что земле хозяин не нужен и чем скорее частнособственническая психология исчезнет, тем лучше. Подобная идеология пагубно сказалась на укладе жизни нашего крестьянства, и Борис Андреевич воевал с этим непрерывно. Я уж не говорю о том, что он был замечательным другом, человеком, на которого всегда можно опереться. Мало кто знает, но он очень много сделал в своё время для А.И. Солженицына. К примеру, Солженицына занимала история Антоновского восстания на Тамбовщине, и Можаев организовывал для него поездки, хлопотал, договаривался с архивами.

– Когда разговор заходит о крупных прозаиках-«деревенщиках», то обычно называют Распутина, Белова, Астафьева, Солоухина. А Можаев как-то выпадает из этого ряда. Почему?

– Мне это довольно трудно объяснить. Лично я считаю, что он как раз один из лучших наших «деревенщиков». Причём он был в своём роде уникумом. «Деревенщиком»-оперативником. Многие писатели этого жанра творили, используя уже накопленный с детства капитал, и их знания о деревне со временем не очень-то пополнялись. Я понимаю, что говорю сейчас спорную вещь, это надо долго доказывать. Но тем не менее… А Можаев всё время находился на самом стрежне событий, бурно реагировал на какие-то решения в нашей сельскохозяйственной политике. И тут, пожалуй, ему нет равных. Кроме того, он активно занимался журналистикой, являлся редактором журнала. Это была яркая и, я думаю, недооценённая страница его жизни. Мне представляется, что не только в литературе, но и в истории русской деревни он со временем займёт достойное место.

– Но у него же и знаковые произведения были, не устаревшие по сей день.

– Но как тяжело ему было их «пробивать», кто бы знал! Повесть «Живой» имела очень трудную судьбу, начиная с журнальной публикации. В «Новом мире» она прошла с большим трудом. В дневниках Твардовского есть запись, где он с удовлетворением отмечает ту публикацию Можаева, так и пишет: «Радость!» А такие слова Твардовского значат немало. Потом уже была постановка повести в Театре на Таганке. Это совершенно драматическая история, достойная отдельной книги. Спектакль лет двадцать был вообще запрещён, и его премьера состоялась только в конце 80-х, в разгар перестройки. Если когда напишут историю русского театра, то мимо этого эпизода уж точно не пройдут. Мне довелось быть на одном из предварительных просмотров спектакля в 60-е годы, и на обсуждении разыгралась просто буря. С одной стороны, там присутствовали официальные лица, с другой – крестьяне, председатели колхозов, сельская интеллигенция. Кто-то из колхозников произнёс сакраментальную фразу: «Это было, но этого не было». Потому что все помнили, о чём речь, но боялись сказать. А Можаев не побоялся. Герой повести, а затем и пьесы – это своего рода Василий Тёркин, только в новых обстоятельствах. Вот он вернулся с войны, вот он попал в круговерть сельской жизни, старается сохранить свою семью, прокормить её, но сталкивается с чудовищным бюрократизмом и насилием над крестьянством. И отбивается от этого с юмором. Строптивец, который стоит на своём, не ломается. И Можаев постоянно настаивал на том, что без таких строптивцев, людей, плывущих против течения, нет настоящей жизни. Он и сам был строптивцем. И если бы он не написал больше ничего, кроме «Живого», то уже этим произведением обеспечил бы себе место в русской литературе. Но он ведь сколько другого написал – один только роман «Мужики и бабы» чего стоит!

– На ваш взгляд, ощущается ли влияние Можаева в современной прозе, в той, которую условно можно назвать деревенской? Ну вот возьмём нашумевшую книгу Романа Сенчина «Ёлтышевы».

– Тут я не возьмусь судить, поскольку по своим годам и прочим обстоятельствам немного отстал от современной литературы. Я с уважением отношусь к творчеству Сенчина в целом, но проводить какие-то параллели не рискну. Мне кажется, что влияние Можаева на современных прозаиков, конечно, есть. Но назвать автора, который непосредственно шёл бы по можаевской стезе, продолжал его дело, не могу.

– «Деревенщиков» сейчас замалчивают и всячески низводят. Мол, они уже неактуальны…

– Можаева это, конечно, тоже коснулось. К сожалению, наша литература в последние десятилетия утеряла свою главную демографическую составляющую. Всё как-то смешалось и расплылось. Слишком много обо всех было сказано. И он мог просто показаться кому-то «перевёрнутой страницей». А ведь какие типы русского крестьянства он в своих произведениях вывел! Когда-то Николай Лесков с горечью написал, что мужикам эпитафий не пишут. Ну вот Можаев был таким автором, который писал эти эпитафии… Уже поэтому он стоит особняком.

Беседу вёл Игорь ЧЕРНЫШОВ

Обсудить в группе Telegram

Игорь Чернышев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS