Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Без зауми

01 января 2007

РАМПА

Каждый ребёнок – творец, утверждает художественный руководитель педагогического театра «Творческий центр на набережной» Фёдор Сухов. Что значит «педагогический театр»? Не секрет, что многие режиссёры решают жёстко: этот ребёнок талантлив, а этот нет, а потом сосредотачивают своё внимание на способных детях. Отвергнутые же в «кордебалет», т.е. на вторые и третьи роли, дети с завистью смотрят на лидеров. Иные, совсем разочаровавшись, вовсе уходят из таких театров… Режиссёр Сухов свою задачу видит в том, чтобы помочь мальчишкам и девчонкам выявить потенциальные возможности.

Обычно в «Творческий центр на набережной» приходят дети 9–10 лет, и к 16 годам они, как правило, уже не имеют иллюзий по поводу театра и своего места в нём. Фёдор Владимирович работает с маленькими актёрами на высоком профессиональном уровне, поэтому ремесло артиста к подростковому возрасту становится близким и понятным. Ребята видят, что это нелёгкий труд. «Актёром может быть только тот человек, который не может жить без театра», – постоянно говорит им режиссёр. И такие люди находятся в его труппе: обязательно один-два человека каждый год выбирают профессию актёра и поступают в театральные вузы. Но Фёдор Владимирович не рассматривает свой театр как стартовую площадку для дальнейшего актёрского образования. Он никого не «натаскивает», ему интересно быть активным наблюдателем и участником этого удивительного процесса превращения маленького человека с фантазиями в подростка, у которого появляются серьёзные проблемы, радости и страдания. Не отделяя науку от творчества, он заявляет, что научить невозможно, можно только научиться. Педагог может помочь ребёнку саморазвиться, но при условии, что маленький человек захочет этого сам.

Сухов работает в трёх направлениях. Пер­вое – постановочное. Это когда режиссёру что-то приснилось, пригрезилось, и он при помощи артистов воплощает свои фантазии. Игровой театр – это интеграция с окружающими людьми, умение работать в группе и при этом сохранять индивидуальность каждого. Фёдору приходилось работать с разными детьми, в том числе и с инвалидами. И третий вид театра – авторский. Здесь Сухов только соучастник. Два года назад в его театре увидел свет спектакль одного актёра. Актриса, войдя в мир поэзии Цветаевой, весь материал подобрала сама. Получился прекрасный моноспектакль. Своей очереди ждал спектакль, который делали несколько девочек, пожелавших показать интересный сюрреалистический пласт литературы, существовавший в Европе в середине ХХ века. Сценарий писали сами девочки, а Фёдор, конечно, им помогал, не навязывая своего мнения.

Большинство сценариев для спектаклей создаёт сам режиссёр, и все они отличаются оригинальностью. За 29 лет работы тетра были поставлены такие яркие спектакли, как «На память птицам…» В. Шаламова, «Елизавета Бам» Д. Хармса, «Лёгкое дыхание» по рассказу И. Бунина, «Записки маленькой гимназист­ки» Л. Чарской, «Гранд Каньон» по повести Г. Свортаута «Благослови детей и зверей», и множество других. Предпочтение отдаётся «сложным» авторам, над произведениями которых нужно подумать. Однако юные актёры имеют полное право отвергать слишком трудный или неинтересный материал, Фёдор только благодарен им за честный отказ. «Я хочу ставить спектакли ясные и понятные, отвечающие запросам зрителей. Мне не нравится заумь», – говорит режиссёр. И если человека задело за живое, тронул драматический сюжет, но ему не хватает знаний, чтобы разобраться в нём до конца, то пусть он возьмёт книгу и прочитает. Так воспитывается зритель – театр-то педагогический!

В наше расчётливое время не лишним будет отметить, что дети бесплатно постигают театральное искусство. Здесь каждый ребёнок, чувствующий в себе актёрские склонности, может рассчитывать на радушный приём.

Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА

«Театр на набережной»: г. Москва, Фрунзенская наб., д. 48. Тел. 9 (499) 242-56-85.
Сайт:
www.nabereg.ru

Наша справка

Фёдор СУХОВ – актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, театральный педагог.

Когда-то в роли молодого Горького в спектакле ВГИКа «Мои университеты» он очень понравился Сергею Герасимову, который взял его к себе на курс. Официально Фёдор не числился в институте, и после смерти Герасимова ему пришлось уйти. Однако Сухов считал, что режиссёр должен иметь диплом о театральном образовании, и, поступив в Щукинское училище, окончил его с отличием.

В списке его киноработ более 10 главных ролей. Поставил более 30 спектаклей, в том числе 4 – за рубежом. Автор более 20 пьес и инсценировок для театра. Как театральный педагог побывал более чем в 15 странах. Проводил лабораторные занятия, давал мастер-классы, работая со взрослыми и детьми.

В 1980 году основал «Театр на набережной» как содружество взрослых профессионалов и детей, совместно работающих над спектаклями на основе открытого, осознанного и ответственного сотрудничества и сотворчества.

Обсудить в группе Telegram

Нина Черепенникова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS